андрей великанов > курс "философия искусства", как поступить в группу.
Подробно про курс> / Студенты> / Как поступить / Программа подготовки> / Предупреждение> / Лекции "Философия искусства"> / Лекции "Языки культуры"> / Лекции "Анаморфическая энциклопедия"> / Контакты>


Как поступить на курс «Философия искусства» Андрея Великанова
Занятия курса 2017-18 будут проходить в Музее современного искусства "Гараж" по воскресеньям с 17-00 до 22-00. Группа студентов набирается на конкурсной основе. Прием заявлений начнется 1 июля 2017. Письмо с вашим заявлением (его форма описана ниже) можно прислать вплоть до дедлайна 31 августа. Однако, чтобы точно получить приглашение на собеседование, необходимо прислать такое письмо заранее и даже как можно раньше. Кроме того, прошу учесть, что процесс подготовки к курсу довольно сложен и занимает много времени. Оптимальным решением было бы прислать письмо даже не в полном виде и получить рекомендации по его доработке, тем более, что этап письменного общения перед собеседованием совершенно необходим.





Участие в группе подразумевает интенсивную работу в течение всего года. Необходимо будет прослушать записи теоретического курса (32 лекции), а также посещать очные лекции нового цикла "Анаморфическая энциклопедия". Предстоит как самостоятельная работа, так и работа в группе, - чтение источников, выполнение домашних заданий, выступления и дискуссии на семинарах, продолжение этих дискуссий в закрытой группе Facebook, помощь преподавателю в подготовке лекций и администрировании группы, работа над творческими проектами. Не делать задания нельзя, пропускать занятия нельзя, иначе грозит отчисление.

Собственно обучение бесплатное, однако некоторые расходы все-таки предстоят. Записи теоретического курса "Философия искусства" (обязательного к просмотру) находятся в закрытом доступе и предоставляются только по платной подписке. На вопрос о стоимости просмотра отвечу в личном сообщении.

В этом году впервые в группу будет принято несколько человек, которые живут за пределами Москвы, и которые будут общаться с преподавателем и другими студентами исключительно онлайн. Такая заочная форма участия никогда раньше не практиковалась, поскольку считалось, что без тесного общения с группой невозможно пройти полноценно весь курс. И все-таки этот эксперимент будет проведен. Технически это будет устроено таким образом: свои доклады студенты будут присылать в видеозаписи, а лекции и семинары смотреть также в записи или в онлайн-трансляции. Желательно хотя бы один раз появиться на одном из очных занятий курса. Требования при приеме к таким студентам будут гораздо выше, чем к поступающим в очную группу, и им в целом придется труднее.

Вольные слушатели могут посещать только очные лекции в Музее "Гараж", вход свободный. Семинары и дискуссионная группа в FB для них закрыты, записи курсов "Философия искусства" и "Языки культуры" можно смотреть платно.


Хотел бы сразу предупредить о некоторых важных обстоятельствах.

Философия подразумевает рефлексию. Это значит, что невозможно прочитать подобный курс независимо от того, кто читает и кто слушает. Этот курс — мой собственный, авторский, я несу за него полную ответственность. Он не является курсом какого-либо учебного заведения. Я сам придумал его, разработал, а главное — я отвечаю за те отношения, которые у меня складываются с моими студентами. Эти отношения должны быть доверительными. Я отдаю им свои знания и умения, помогаю в их творческих проектах, и просто общаюсь с ними как с друзьями. Я и взамен что-то требую — помощи, отклика, уважения, и еще раз — человеческого общения. Поэтому мои студенты — это группа моих единомышленников. Мне было бы дискомфортно учить людей, которые пользовались бы мной как человеком, доходчиво и понятно пересказывающим сложные философские тексты. Вступить в доверительные отношения непросто, к каждому нужно отнестись с вниманием. И студент к преподавателю тоже должен отнестись с вниманием.

Учеба в группе сопряжена с определенной ответственностью — я буду требовать посещения занятий и выполнения всех домашних заданий (обещаю, что они будут интересные). Несмотря на то, что занятия будут проходить раз в неделю, учебная нагрузка будет довольно большой. Совмещать учебу с другими видами деятельности будет очень трудно. Это не значит, что предлагается забыть о семье и работе, но если Вы заняты 24/7, то пожалуйста, приходите иногда послушать мои лекции, но поступать на курс не надо.

Предполагается довольно активное интеллектуальное общение, в котором неминуемо проявятся личные черты каждого (в том числе и мои). Философия не только абстрактная теория, но и довольно жесткая практика. В таком общении очень хорошо видно личные качества каждого участника, поэтому, если вы хотите прослушать познавательный курс лекций, никак себя не проявляя, то опять же — добро пожаловать на отдельные занятия, но не в группу студентов! Дискомфорт, связанный с психологической обнаженностью перед участниками дискуссий, может быть весьма травмирующим.

Интеллектуальное взаимодействие в группе может иметь последствия для вашей повседневной жизни. Многие мои студенты говорили, что их обычный круг общения сокращается по самым разным причинам. Нужно учитывать, что вы неминуемо изменитесь. И если для анализа любой ситуации вы будете применять мышление, логику и философские концепции, а не обращаться к шаблонам поведения и представления, то это часто будет казаться странным для окружающих.

В группе могут быть случаи, когда кто-либо так настойчиво начинает отстаивать свои убеждения, что создается конфликтная ситуация. Я к таким моментам отношусь с интересом и пытаюсь их использовать как иллюстрацию к очередной философской теме. И все же некоторые повторяющиеся моменты уже вызвали у меня идиосинкразию. Например, каждый год появляется один (по крайней мере) студент, который пытается использовать группу для настойчивой пропаганды каких-либо определенных политических или религиозных убеждений. Подозрение, что общение будет трудным, у меня вызывает также отсутствие хотя бы элементарного чувства юмора, которое так необходимо в наше сложное время, а тем более на моих занятиях. Не скрою, у меня тоже есть некоторые убеждения и принципы, например, я с неприязнью отношусь к ортодоксальному и стереотипическому мышлению и критикую таковые. Для того, чтобы избежать дальнейших конфликтов, прошу вас для начала провести небольшой эксперимент — внимательно посмотрите две лекции, дающие представление о преподавателе. Возможно вам станет ясно, что лучше потратить время на что-нибудь другое, а не на мой курс.



Март 2016. Лекция курса "Языки культуры". Образовательный центр "Гараж".
Банальность зла.



Январь 2013. Лекция в зимней школе НИУ ВШЭ.
Что делает современное искусство современным?


Для того, чтобы хорошо понимать, к какому преподавателю вы идете учиться и на какую конкретно от него теоретическую помощь вы можете рассчитывать, рекомендую прочитать более объемный труд — "Симулякр ли я дрожащий или право имею". Если вы воспринимаете увиденное и прочитанное просто как поток информации, то вам лучше не поступать в группу, а слушать лекции вольным слушателем.

На своих лекциях и в своих текстах я рассказываю об идеях самых разных авторов, в том числе и о своих собственных. Я предлагаю вам познакомиться с моими высказываниями еще на этапе поступления. Ваше отношение к ним поможет вам понять, необходимо ли поступать на курс. Поскольку одна из задач курса — выработка самостоятельного мышления, то необходимо понимать, как этому научились другие. Я вовсе не стремлюсь к тому, чтобы мои ученики копировали мою методологию, но предлагаю с ней внимательно познакомиться. Я буду много об этом говорить в рамках курса, однако еще до его начала, на собеседовании я обязательно задам вам вопрос, — в чем состоял методологический принцип цикла лекций "Пять исторических анекдотов с разоблачением"?

И еще я настоятельно рекомендую прочесть вот это ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Здесь то, что на странице договора обычно пишут мелким шрифтом, чтобы никто не обращал внимания на неприятные подробности и обязательства. Я же об этих подробностях пишу самыми-самыми КРУПНЫМИ БУКВАМИ и сопровождаю предупреждение самыми яркими картинками! В качестве утешения - вот рассказы тех студентов, кто считает, что получил в группе уникальный опыт, несмотря на все сложности и опасности.

Специальное образование для поступления в группу не требуется, но очень желательна общая эрудиция — широкий круг чтения, знакомство с художественными практиками и основными философскими концепциями. Настоятельно рекомендую проверить свои знания и ликвидировать пробелы в соответствии с этой программой подготовки. Опыт внимательного чтения и конспектирования на этапе подготовке окажет вам неоценимую помощь. Во время курса читать придется много и начать нужно как можно раньше. Кроме того, конспекты нужно будет показать на собеседовании. И уже на первых занятиях можно получить приглашение выступить с докладом по прочитанному тексту.



Итак, если вы имеете большой интерес к данному курсу, прочитали все тексты с его описанием, принимаете все условия и понимаете все возможные проблемы, связанные с участием в группе, — напишите письмо преподавателю по предложенной ниже форме. Адресовать его надо мне, но направить администратору курса Ольге Алексеенко olga.alexeyenko()gmail.com (ей же можно задать предварительные вопросы, попросить совета и т.д.). Она проверит ваше письмо, подскажет, что можно исправить, и после этого перешлет мне. Отправить такое письмо можно начиная с 1.07.2016. Письмо должно быть с темой "Философия искусства. Очная группа" или "Философия искусства. Заочная группа". Письмо должно начинаться обращением ко мне лично (для студентов я — Андрей Григорьевич) и заканчиваться вашей подписью, то есть вашим именем, с полной ответственностью за подписываемое. Если вам это требование кажется пустой формальностью, то хотел бы отметить, это только кажется, что на семинарах курса происходят просто разговоры, на самом деле это осознание каждым самого себя и полной своей ответственности за свое присутствие в искусстве и философии. Поэтому письма, написанные никем или адресованные никому, рассматриваться не будут.

Письмо должно содержать все указанные разделы. В нем не должно быть никаких изображений, аудио- и видеофайлов, только текст.

1. В свободной форме о себе. Имя, возраст. Где учились, где и как работаете? Есть ли у вас какие-либо убеждения в философии, искусстве, культуре, религии, которые, по вашим представлениям, не могут измениться? Есть ли для вас авторы — непререкаемые авторитеты? Каких современных теоретиков искусства (и зарубежных и отечественных) вы знаете? Чье мнение из их числа для вас авторитетно? Добавьте любую информацию, которую считаете нужным сообщить. Прошу вас ответить предельно кратко, тезисно.

2. Посещали ли вы ранее мои лекции? Читали тексты? С какими моими идеями знакомы? Данный вопрос предельно конкретный, необходимо не перечисление лекций и текстов, которые видели и прочитали, и не заверение, что было интересно, а краткое изложение услышанных и понятых вами идей. Что ждете от курса и от общения со мной? Как связано желание попасть в группу с вашими планами?

3. Описание (до 1000 зн.) своего творческого проекта (реализуемого или только планируемого). В качестве такового может быть художественный проект в любом жанре, научное исследование в гуманитарной области (дипломный проект, статья, диссертация), образовательный проект, журналистская работа и т.д.

4. Группа курса "Философия искусства" является коллективом, который работает над совместным исследовательским проектом. Поэтому обязательным условием приема является возможность трудиться в общих интересах. От каждого нужна помощь в подготовке и проведении занятий. Большим бонусом при поступлении будет готовность начать такую работу еще до начала занятий. Конкретно нужно следующее — переводы с английского и французского (письменный и синхронный), с русского на английский (субтитры для видеоматериалов), монтаж видео (Sony Vegas), обработка изображений (Photoshop), распознавание текстов и верстка для электронной библиотеки, программирование, администрирование группы. Укажите, что именно умеете и готовы делать или чему будете рады научиться.

5. Адрес вашего блога или страницы в любой социальной сети.

6. Эссе на заданную тему. Темы и рекомендации здесь.

7. Только для поступающих в заочную группу: вам необходимо продемонстрировать свое умение записать на видео свой доклад. Профессиональное оборудование не требуется, можно использовать даже смартфон, но желательно, чтобы звук был качественным. В небольшом ролике (до 5 мин.) расскажите о себе и кратко изложите тезисы своего эссе. Это видео необходимо расположить на youtube, а в письме прислать только ссылку. Если вы не хотите, чтобы видео было открытым для всех, укажите в его свойствах "unlisted" (доступ по ссылке).



В случае успешного прохождения первого этапа поступления, то есть письменного общения с администратором курса, вас ждет собеседование (прошу не забывать про конспекты, которые надо будет показать).


андрей великанов > курс "философия искусства", как поступить в группу.