андрей великанов > курс "философия искусства", лекции 2014-15.
Подробно про курс> / Студенты> / Как поступить> / Программа подготовки> / Предупреждение> / Лекции "Философия искусства" / Лекции "Языки культуры"> / Лекции "Анаморфическая энциклопедия"> / Контакты>


Лекции курса "Философия искусства прочитаны в образовательном центре "Гараж" в сезоне 2014-15.


Здесь представлены только короткие фрагменты лекций и аннотации. Записи в полном формате существуют и предназначены для студентов курса, но их может посмотреть каждый. Для этого нужна ваша просьба предоставить доступ к любой из лекций, отправленная мне в личном сообщении ( ) и ваша готовность оплатить просмотр.


1. Терминология. Критика традиционного искусствоведения. Пифагорейская школа.
Вводная лекция курса в основном посвящена такому понятию, как школа. В качестве прообраза такого сообщества рассмотрена школа Пифагора. Еще одна важнейшая тема - язык во всевозможных проявлениях - как речь, как язык искусства и, конечно же, как язык нашего осмысления проблем искусства.




2. Методология теории искусства. Моррис Витц. Клемент Гринберг. Розалинд Краусс.
Лекция посвящена таким проблемам в теории искусства, которые и в наши дни не могут быть решены однозначно. Возможно ли дать определение самому искусству? Чем отличается современное искусство от традиционного? Не являются ли эти практики принципиально различными? В начале лекции - короткий рассказ про один из мифологических сюжетов.




3. Дональд Прециози - семиотическая теория искусства. Первобытное искусство. Организация архива. Паноптикон. Анаморфическое зрение.
Третья лекция курса "Философия искусства" начинается коротким посвящением Фридриху Ницше, у которого недавно был юбилей, 15 октября исполнилось 170 лет со дня рождения. Кадры, которые вы в числе прочего увидите, - современная и весьма спорная попытка реконструировать кинодокумент из нескольких сохранившихся фотографий последних лет жизни философа. Лекция продолжает тему методологии теории искусства. Рассказываю о книге Дональда Прециози "Rethinking Art History" и его замечательной концепции анаморфического зрения. Для этого сначала пришлось рассказать, что такое вообще - зрение.





4. Миф и логос. Субъект, индивид, личность. Рождение философии.
Лекция посвящена интереснейшему периоду в истории - появлению принципиально нового мировосприятия у древних греков две с половиной тысячи лет назад. Именно тогда рождается философия и появляется искусство, в котором в отличие от более древних практик, человек ощущает себя мыслящим субъектом.




5. Античная философия. Натурфилософы. Элеаты. Сократ.
Лекция посвящена первым древнегреческим философам, - от Фалеса до Сократа. Искусство наших дней в качестве своего источника имеет скорее их идеи (а также более поздние философские концепции), чем формальные связи с древними эстетическими практиками. В данном отрывке - только начало лекции, короткая история про Фалеса Милетского, который блестяще ответил на вопрос - если ты такой умный, то почему такой бедный?




6. Платон. Универсум эйдосов. Миф о пещере. Государство. Карл Поппер о Платоне.
Платон был самым влиятельным философом из всех древних, он остается таковым и в современности. С другой стороны, Мишель Фуко сказал, что вся философия после Платона это антиплатонизм. Любая философская концепция прямо или косвенно будет ссылаться на идеи Платона. Но кроме самих идей, в лекции много сопутствующих рассказов, - про тоталитарные государства, про очаровывающие песни, про то, кому разрешена ложь, и даже про то, как нужно вести себя в поликлинике.




7. Аристотель. Категории. Логика. Поэтика. Метафора. Метафизика. Мимесис.
Аристотеля можно считать основателем онтологии, теории познания, логики, психологии, космологии, физики, зоологии, политики, педагогики, риторики, этики, эстетики. И конечно же, для нас очень важно, что именно с "Поэтики" Аристотеля возникает язык теории искусства. Фрагмент лекции посвящен тому, как Аристотель рассматривает понятие мимесис.




8. Вера и знание. Агностицизм. Фома Аквинский. Проблема универсалий.
Фома Аквинский утверждал, что истина науки и истина веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония и обе истины служат постижению Бога. В современной интерпертации эта идея говорит о том, что истина веры и истина знания высказываются на разных языках (существуют в различных дискурсах) и никак не могут опровергать друг друга. Религия и наука - как две различные формы жизни, и ни одна из них не нуждается в оправдании. В начале лекции - о сложности взаимоотношения философии и религии.




9. Новое время. Утопия. Томас Мор. Томмазо Кампанелла.
Первая лекция в ряду нескольких, которые будут обращены к теме Нового времени. В течение этого периода культура пройдет путь длительных изменений, которые станут причиной перехода от классики к модернизму в конце 19-го века. Например, утопия русского авангарда будет иметь прообраз - первые утопии Томаса Мора и Томмазо Кампаннелы. Именно этим двум авторам посвящена данная лекция. В данном фрагменте - о Казимире Малевиче как наследнике философских идей Нового времени.




10. От Декарта до Руссо. Рационализм и эмпиризм. Классицизм и барокко.
Десятая лекция курса "Философия искусства" охватывает длительный период Нового времени. Философский спор о том, что первично в познании, разум или чувство, является ключевым в фомировании мировоззрения человека этой эпохи. Значительная часть лекции посвящена Декарту как основателю философии рационализма. Жан-Жак Руссо предваряет новый период в философии и культуре - романтизм. В данном фрагменте - зачем Рене Декарт сидел в печи?




11. Баумгартен. Эстетика. Иммануил Кант. Критика способности суждения. Красота, прекрасное, возвышенное.
Лекция посвящена эстетике и двум философам, создавшим ее. Александр Готлиб Баумгартен вводит этот термин в 1735-м году. Один из важнейших трудов Иммануила Канта, "Критика способности суждения", имеет главной темой чувственное восприятие и суждение вкуса. Рассмотрены также такие такие ключевые темы Канта, как возможность знания до опыта и категорический императив. В начале лекции - о том, тождественный ли понятия философия искусства и эстетика?




12. Пророки модернизма — Гегель, Шопенгауэр, Ницше. Ресентимент.
Лекция посвящена трем философам, которые высказали идеи, оказавшие большое влияние на культуру и искусство, и предвосхитили переход от классики к модернизму. Важнейшей фигурой из них является Фридрих Ницше и его концепции смерти бога, вечного возвращения и ресентимента.




13. Модернистские художественные практики. Психологизм и антипсихологизм. Победа над солнцем.
Лекция посвящена модернизму в различных аспектах философии, культуры и искусства. Рассматривается несколько художественных направлений конца 19-го - начала 20-го века, от импрессионизма до знаменитого музыкального манифеста русских футуристов - оперы "Победа над солнцем".




14. Казимир Малевич. Художник, теоретик искусства, философ.
Лекция посвящена Казимиру Малевичу, - его биографии, художественным практикам, теоретическим работам. Не оставлен без внимания визуальный манифест русского авангарда - черный квадрат. В одной из своих книг,"Бог не скинут. Искусство. Церковь. Фабрика.", Малевич торжественно называет искусство главным инстументом познания и переустройства мира. В начале лекции - об ответственности художника модернистской культуры.




15. Модернистские музыкальные манифесты. Баухаус. Искусство и безумие. Entartete Kunst.
Лекция посвящена модернистскому искусству в Европе начала и середины 20-го века. В центре внимания - методологические основания таких художественных практик, как сюрреализм и Баухаус. Политики эпохи модернизма иногда придерживаются еще более радикальных взглядов, чем художники, и это приводит, в частности, к такому пропагандистскому проекту, как выставка "Entartete Kunst" в Германии 1937-года. В начале лекции - о принципах подхода к данной теме.




16. Абсолютный авангард. Тоталитарная эстетика. Борис Гройс, "Gesamkunstwerk Stalin".
Лекция посвящена кризису модернистской культуры, связанному с идеями радикального преображения мира. В искусстве и политике развиваются сходные проекты, направленные на реализацию воплощения идеальной эстетической или социальной системы. В финале лекции - тема вины и проработки памяти Теодора Адорно и других философов.




17. Неклассическая философия. Русский космизм. Николай Федоров. Философия общего дела.
Лекция посвящена русскому космизму как одному из направлений неклассической философии. Николай Федоров создал модернистский проект философии общего дела, который превосходит по радикальности все авангардистские художественные проекты. Влияние идей Федорова в латентной форме присутствует и в современной культуре. В начале лекции - о статье Мишеля Фуко "Ницше, Фрейд, Маркс", в которой были сформулированы основные особенности неклассической философии.




18. Зигмунд Фрейд. Психоанализ.
Лекция посвящена психоанализу как одному из важнейших направлений неклассической философии и его основателю Зигмунду Фрейду. Будут также упомянуты идеи Жана-Мартена Шарко, Йозефа Брейера, Альфреда Адлера, Карла Густава Юнга, Сабины Шпильрейн, Лу Андреас-Саломе, Эдварда Бернайса.




19. Марксизм и неомарксизм. Франкфуртская школа. Вальтер Беньямин.
Лекция посвящена Карлу Марксу и его основным идеям, а также важнейшим представителям неомарксизма, - Дьердю Лукачу, Вальтеру Беньямину, Теодору Адорно, Максу Хоркхаймеру. В числе прочего уделяется внимание эстетическим идеям Адорно и взглядам Беньямина в его работе "Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости". В начале лекции - оммаж Казимиру Малевичу накануне дня его рождения. Перформанс студентов перед началом лекции.




20. Семиотика и структурная лингвистика. Фердинанд де Соссюр. Структурализм. Клод Леви-Стросс. Ролан Барт. Жак Лакан.
Лекция посвящена важнейшему инструменту структурализма - семиотике, науке о знаковых системах. Рассмотрены различные примеры, иллюстрирующие структуру знака на основе треугольника Фреге. В конце лекции - мифология Ролана Барта, одна из основных структуралистких концепций. В данном фрагменте - как слушать лекции Великанова.




21. Рассел. Витгенштейн. Поппер. Логический позитивизм. Континентальная и аналитическая философия. Лингвистический поворот.
Одним из самых ярких эпизодов истории философии 20-го века считается десятиминутный спор между двумя выдающимися философами -Людвигом Витгенштейном и Карлом Поппером. Этот спор состоялся 25 октября 1946г. в Кембридже. Возбужденных спорщиков пытался утихомирить Бертран Рассел. Это оказалось непросто, тем более что Витгенштейн размахивал раскаленной кочергой. Собственно спор так ничем и закончился, зато появился знаменитый философский символ - кочерга Витгенштейна. В данном фрагменте - от лекций Великанова могут отравиться тараканы в голове (поздравление с 8 марта).




22. Искусство после философии. Бойс, Уорхол, Кошут.
Взаимоотношения искусства и философии на примере трех художников 20-го века, - Йозефа Бойса, Энди Уорхола, Джозефа Кошута. Темы творческого кризиса, обновления и покаяния, интуитивного предвидения смерти субъекта, а также искусства, отбирающего у философии функцию познания.




23. Эдмунд Гуссерль. Мартин Хайдеггер. Жорж Батай.
Феноменология. Психологизм и антипсихологизм. Феноменологическая редукция, эпохэ, ноэма, ноэзис. Философия и здравый смысл (Хайдеггер). Банальность зла (Ханна Арендт). Суверенность и трансгрессия (Батай). В этом фрагменте - о понятии "феномен".




24. Смерть субъекта и смерть автора. Париж 1968. Ги Дебор. Общество спектакля.
Лекция посвящена 1968-му году - символическому моменту перехода от модернизма к постмодернизму. Мишель Фуко и Ролан Барт о смерти субъекта и смерти автора. План Маршалла как последний модернистский проект спасения мира. Художественные жесты политика Шарля де Голля. Ситуационисты. Ги Дебор, Асгер Йорн, Иван Щеглов. В этом фрагменте - внешность Мишеля Фуко, фукианка, как ничему не удивляться.




25. Язык архитектуры постмодернизма. Роберт Вентури. Чарльз Дженкс. Вернакуляр.
Ключевой темой данной лекции является первая постмодернистская теория, которая принадлежит теоретику архитектуры Чарльзу Дженксу. Ссылаясь на идеи Роберта Вентури и критикуя их, Дженкс определил особенности языка архитектуры постмодернизма, которые позже будут развиты Жан-Франсуа Лиотаром для описания всей постмодернисткой культуры. К некоторым идеям Дженкса можно подобрать уникальные примеры в отечественной архитектуре.
В этом фрагменте - зачем нужен разговор об архитектуре в курсе философии искусства.




26. Жан-Франсуа Лиотар. Постмодернистское состояние. Метанаррация. Легитимация знания.
Лекция посвящена идеям Жан-Франсуа Лиотара по поводу состояния культуры, которое приходит на смену эпохе Нового времени с его великим повествованием. Эта концепция выражена в работе 1979-го года - "Постмодернистское состояние: доклад о знании". Оппонент Лиотара немецкий философ Юрген Хабермас утверждает, что проект модерна не завершен, в развитии этой идеи появляется концепция коммуникативного разума. В конце лекции - несколько иллюстраций из отечественной культуры под общим названием "латентный русский постмодернизм".
В начале лекции - анаморфический праздник космонавтики.




27. Жиль Делез, Феликс Гваттари — «Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения». Ризома, машины желания, тело без органов.
Лекция посвящена Жилю Делезу. Мишель Фуко сказал, - если «ХХ век был веком Ницше, то XXI век будет веком Делеза». Его гениальные интуиции, такие как «ризома», «шизоанализ», «тело без органов», «машина желания», «складка» и многие другие, становятся языком новой культуры. Настойчивая критика псхоанализа в книге «Анти-Эдип», написанной совместно с Феликсом Гваттари, это один из элементов новой философии, отрицающей параноидальное модернистское мышление. Концепты Делеза - не абстрактные термины, но конкретные инструменты, с помощью которых мы можем учиться понимать современную культуру.
В начале лекции - алфавит Жиля Делеза.




28. Жиль Делез об искусстве. Жак Деррида — "Фармация Платона". Деконструкция.
Первая часть лекции - завершение рассказа о философии Жиля Делеза. Вторая часть посвящена Жаку Деррида. Визит в СССР в 1990-м году и эссе «Back from Moscow, in the USSR». Статьи и книги «Фармация Платона», «О грамматологии», «Письмо и различие». Термины Деррида - логоцентризм, метафизика, деконструкция, письмо, архе-письмо, след, различие. В финале лекции - влияние идей Деррида на архитектуру.
В этом фрагменте - о фармаконе.




29. Жан Бодрийяр. Гиперреальность. Симулякр. Симуляция. Имплозия масс. Пустой знак.
Жан Бодрийяр, философ, который предложил наиболее точные понятия для описания постмодернисткой культуры, считал, что постмодернизм - выдумка журналистов. Тем не менее, его идеи, являющиеся развитием философии языка, интерпетируют современный мир как хаотическую семиотическую структуру. В конце лекции - несколько ярких примеров наблюдения симулякров, гиперреальности и хоровода симулякров, в том числе и в современном искусстве.
В этом фрагменте - о Бодрийяре-фотографе.




30. Спекулятивный реализм. Квентин Мейясу, Рэй Брассье, Грэм Харман.
Квентин Мейясу и Грэм Харман представляют два крыла современного философского направления - спекулятивного реализма. Каждый из них по-своему решает проблему отношения к тому, что они называют корелляционизмом, то есть ко всей философии, ставящей реальность в зависимость от нашего мышления. Существует реальное вне нашего восприятия и мы можем ли мы найти тому веские доказательства, - утверждают спекулятивные реалисты. Как может отреагировать искусство на появление таких онтологических споров?
В этом фрагменте - о географии спекулятивного реализма.




31. Феминизм. Интерсекциональность. Постколониальная теория. Постсекуляризм.
В данной лекции рассмотрена история феминизма, а также влияние феминистских идей на современную философию. В частности внимание уделено двум теоретикам антиэссенциалистского направления - Гризелде Поллок и Джудит Батлер. Связь различных концепций противодействия дискриминации прослеживается через идеи интерсекциональности, постколнониализма и постсекулярности.
В этом фрагменте - о соблазне и укусах животных.




32. Современные философские концепции — рекомендации к самостоятельному изучению.
Последняя лекция курса посвящена ряду современных философов, среди них: Пьер Бурдьё, Бруно Латур, Никлас Луман, Жан-Люк Нанси, Жак Рансьер, Антонио Негри, Джорджо Агамбен, Паоло Вирно, Франко Берарди, Фредрик Джеймисон, Славой Жижек, Лаура Малви, Жан-Луи Бодри, Кристиан Метц.
В этом фрагменте - о необходимости самостоятельной работы.





андрей великанов > курс "философия искусства", лекции 2014-15.