андрей великанов > курс "языки культуры", лекции 2015-16.
Подробно про курс> / Студенты> / Как поступить> / Программа подготовки> / Предупреждение> / Лекции "Философия искусства"> / Лекции "Языки культуры"/ Лекции "Анаморфическая энциклопедия"> / Контакты>


Лекции курса "Языки культуры" прочитаны в образовательном центре "Гараж" в сезоне 2015-16.
Каждую из этих лекций можно слушать независимо от других, но вместе с тем, этот курс представляет собой комментарии, дополнения и иллюстрации к теоретическому курсу "Философия искусства", прочитанному в 2014-15 годах. Разговор идет о связи философских идей и культуры, которая создавалась и создается как семиотическая структура, и которая говорит с нами на различных языках. Искусство - один из инструментов познания культуры, а также ее усложнения.


В данном архиве можно посмотреть записи трех лекций полностью - 23, 24 и 31. Остальные лекции представлены короткими фрагментами и аннотациями. Записи в полном формате существуют и предназначены для студентов курса, но их может посмотреть каждый. Для этого нужна ваша просьба предоставить доступ к любой из лекций, отправленная мне в личном сообщении ( ) и ваша готовность оплатить просмотр.


1. Язык и культура.
Вводная лекция посвящена курсу в целом. В значительной степени лекции этого года будут представлять собой комментарии, дополнения и иллюстрации к теоретическому курсу "Философия искусства", прочитанному в 2014-15 годах. Однако каждая из них будет независимым размышлением об определенной проблеме. Первая лекция касается ключевых категорий курса, - культуры в различных коннотациях этого понятия (от биологической до возвышенной темы ценностной оценки реальности), а также языка в самых разнообразных пониманиях, - системы знаков, речи, письма, средства творческого самовыражения. /В этом фрагменте - о слове "гараж".




2. Методологический эссенциализм.
Лекция посвящена истории противостояния двух принципов интерпретации реальности — эссенциалистской и номиналисткой. Эта тема появляется у Платона и Аристотеля, превращается в спор об универсалиях в средневековой философии, затем — в дискуссию о происхождении языка в философии Нового времени. Карл Поппер предлагает термин «методологический эссенциализм», с помощью которого он критикует такие теории и взгляды, которые содержат в основе убеждение о неизменной сущности вещей. В наши дни методологический эссенциализм становится неким неявным убеждением, которое не осмысливается и не проговаривается, но, тем не менее, в значительной степени определяет восприятие и мышление как в научных теориях, так и в профанном знании. В частности, методологический эссенциализм проявляет себя в попытках дать неизменное определение искусству и представить его профессиональной областью с точными границами. А о том, что нам с детства предлагают стать кем-то настоящим (в смысле гендера, профессии или убеждений), мы все прекрасно знаем. /В этом фрагменте - шекспировский «Гамлет» как собрание философских метафор.




3. Когда и как появилось искусство?
Искусство традиционно рассматривается как единая практика на протяжении истории человечества. Древние виды подобных практик часто наделяются эстетическими представлениями современной европейской культуры. Между тем, человеческая деятельность, имевшая отношение к красоте, или к украшению и устройству, или к творческому самовыражению, или к познанию, была принципиально разнообразной как стилистически, так и методологически. Искусство могло соседствовать с философией, наукой, религией или политикой, и каждый раз решало принципиально разные задачи. В наши дни искусство часто спорит с философией за право универсального метода познания, ставит важнейшие вопросы в гуманитарной области и даже пытается решать их. С другой стороны, в поле искусства иногда появляются такие художественные идеи, которые впоследствии трансформируются в нечто негативное социальными практиками или политикой. /В этом фрагменте - метафоры рождения и смерти искусства.





4. Древнегреческие мифы и современность.
Древние греки знали, что время пожирает себя и всех нас. Природа умирала и оживала, эта цикличность вселяла уверенность, что род человеческий бессмертен. В то же время каждый человек неповторим. Обретая индивидуальность, он теряет бессмертие. Мы и сегодня тщетно пытаемся разгадать загадку времени и по-прежнему обращаемся к древним мифам, в которых были поставлены настолько глубокие вопросы, что современные научные концепции все еще не дали на них ответа. /В этом фрагменте - об удивительном возникновении цивилизации в Древней Греции.




5. Фюсис и физика. Безумные научные эксперименты.
С тех пор, как первые древнегреческие философы начали исследовать природу, и с тех пор, как Аристотель написал "Физику", прошло две с половиной тысячи лет. Наука прочно заняла свое место в жизни человека. Даже те, кто далек от нее, знают, что она создала нам удивительный комфорт жизни. Наука - основной способ познания, претендующий на объективность. Рассказывать о ней в философском контексте нужно употребляя понятия "верифицируемость", "фальсифицируемость", "пределы научного знания" и "парадигма". Но разговор пойдет о том, чем наука родственна художественным практикам, часто далеким от рациональности и объективности. Имеется в виду не модный сайенс-арт, а те дерзкие безумцы, научные теории которых были несостоятельными, но ход их мысли неожиданно изменял наше представление о нас самих и учил тому, как быть людьми. /В этом фрагменте - о гениальных безумцах.




6. Идеалы и идеализм.
Представления о том, что наш мир — всего лишь видимость или мог бы быть гораздо более совершенным, многократно становились главенствующими философскими идеями. Само слово "идея" пришло к нам из платоновской теории эйдосов. После Платона это понятие попадало в различные контексты, трансформировлось, но неизменно говорило нам о том, что мы должны к чему то стремиться, — к романтическому идеалу, правильной идеологии, стандарту красоты. Но каждый раз это идеальное становилось недостижимым. /В этом фрагменте - как мы используем термины Платона.




7. Визуальная метафора.
Язык не может обойтись без метафор, это основное свойство его выразительности, а также развития. С тех пор, как Аристотель ввел это понятие, его понимание изменилось и усложнилось. Однако литературная метафора, как и более широкое понятие "троп", могут быть в целом точно определены. Что касается изобразительного искусства, то здесь нет точного и единодушного понимания метафоры. Более того, если бы мы попытались подойти к истории и теории искусства с точки зрения проблемы использования визуальной метафоры, то столкнулись бы с тем, что многие явления нам придется интерпретировать не так, как это было принято до сих пор. Возможно, что и в приложении к современной культуре нам придется уточнить и расширить понимание метафоры. /В этом фрагменте - о визуальной метафоре как одной из важнейших проблем в истрии искусства.




8. Знание веры и вера знания. Язык и религия.
Логический позитивизм сделал возможной предельную рациональность. Истина есть факты плюс логика, и в этой системе, казалось бы, нет места иррациональному. Вместе с тем, Витгенштейн в "Философских исследованиях" проводит такой анализ языка, который делает осмысленными и возможными самые разнообразные его формы. Теория языковых игр, будучи применена к религиозным верованиям, представляет их как совершенно законную и рациональную сторону человеческой жизни. Однако возникает представление, что в такой языковой игре человек говорит о Боге своего языка, а не о торжественном метафизическом Боге. Какая же форма человеческой мысли ближе всего к познанию трансцендентного божества, - богословие, молитва, наука, философия, искусство? /В этом фрагменте - о самом простом вопросе о Боге.




9. От утопии к гетеротопии.
Утопия является описанием идеального общества. Соответственно, с точки зрения ее автора, было бы разумным реализовать ее в масштабах всего человечества. Такие попытки известны и это не раз приводило к созданию тоталитарных государств и трагическим последствиям. Современная культура помнит на этом и содержит в себе стремление к толерантности и опасение перед декларациями идеального общества. С таким стремлением связан термин, введенный Мишелем Фуко, - гетеротопия. Он подразумевает сосуществование культурных моделей, в каждом из которых место (пространство), оказывается уникальным хранилищем времени, истории, памяти и образов. Другой реакцией на утопические модели было появление литературного жанра антиутопии, в котором описываются самые мрачные предсказания, связанные с реализацией определенной идеи. Некоторые антиутопии были написаны в жанре научной фантастики. Один из таких авторов - Станислав Лем, произведения которого являются своеобразными множественными антиутопиями, сходными с гетеротопиями Фуко. /В этом фрагменте - о сексе и деторождении в Городе Солнца.




10. Демоны разума и демоны чувства.
Мифические существа окружали человека на протяжении всей его истории. Античные авторы считали демонов посредниками между богами и людьми. Схоласты полагали, что любое событие, явление или движение не обходится без участия тайных невидимых существ. Рационалистическая философия поставила под сомнение все сверхъестественное. Мир может быть познан и объяснен исключително рационально. И тем не менее, эти объяснения вновь и вновь персонифицировались. Так появились Демон Лапласа, Демон Максвелла или Квантовый Чеширский кот. Можно было бы сказать, что естественные науки условно используют такую терминологию для описания рациональных моделей бытия. Однако, "демонические" персоны гуманитарных наук более сложны и не сводятся к терминологической условности. Можно вспоминить идолов мышления Френсиса Бекона, Тень и Персону - архетипы Карла Густава Юнга или понятие «Другой» Жака Лакана. Когда же мы вторгаемся в сферу творчества, то обращаем внимание на представление, ставшее довольно привычным: чтобы творить, надо прийти в особое состояние, буквально стать другим, вдохновленным, обрести своего гения или стать гением. /В этом фрагменте - о детерминизме Лапласа.




11. Еще раз о красоте, прекрасном и возвышенном.
Эстетические теории могут быть диаметрально противоположны друг другу в отношении того, что есть источник прекрасного. Таковым может быть названа абсолютная идея или сознание человека. Но сколь радакальным не было бы различие этих моделей, остается надежда, что у всех людей есть нечто общее и оно скорее всего может быть выражено в идеале красоты. Даже если мы точно будем знать, что кантианского всеобщего благоволения не существует, даже если окружающий нас мир окончательно перестанет быть человекоразмерным, мы сохраним способность удивляться красоте. Пусть каждый будет это делать по-своему, но и тогда будет нечто для всех общее, - эстетическая рефлексия. Мы знаем, что умеем наслаждаться красотой. /В этом фрагменте - о красоте в произведениях Пушкина и Достоевского.




12. Рихард Вагнер. Gesamtkunstwerk.
Про языки культуры невозможно говорить без упоминания людей, благодаря которым они появились. Среди этих людей есть совершенно исключительные. Один из них - Рихард Вагнер. Композитор, дирижер, режиссер, драматург, писатель, архитектор, теоретик искусства, революционер. В любом творчестве - радикальный, скандальный, спорный и бескомпромисный. Он оказал огромное влияние на европейскую культуру, и это влияние чувствуется до сих пор. В основаниях самых современных видов творчества можно увидеть следы его идей. При этом Вагнер был человеком со сложным характером, тяжелым в общении, почти буквально опровергавшим пушкинскую фразу "Гений и злодейство — две вещи несовместные". /В этом фрагменте - о настоящих вагнерианцах.




13. Формализм в искусстве. ОПОЯЗ. ЛЕФ.
Форма и содержание - две стороны произведения искусства в классической эстетике. Однако в конце 19-го века возникают различные художественные теории и практики, которые придают исключительное значение форме. Формалистические концепции в изобразительном искусстве впервые появляются в Германии и Австрии (Гильдебрандт, Ригль). Русский формализм связан с деятельностью объединения ОПОЯЗ, которая существовала в 1916-1925 годах и была создана группой теоретиков литературы и лингвистов. Им принадлежит несколько идей, которые сделали русскую формальную школу предтечей важнейших направлений в философии и теории искусства (например, структурализма). В частности, такой идеей было то, что важнейшим аспектом произведения искусства является сумма приемов, с помощью которых оно сделано. Понятие "формы" в устах формалистов получило значение полноты и таким образом "содержание" стало производным формы. /В этом фрагменте - о роли личности в развитии культуры.




14. Композиция и конструкция. Борьба формалистов и борьба с формализмом.
Споры между авангардистами были яростными и нескончаемыми. Любая дискуссионная площадка превращалась в место борьбы за идеи. Родченко и Ладовский спорили по поводу композиции и конструкции. Линии и поверхности были не просто абстракциями, но метафорически превращались в орудия боя. В архитектуре возникло непримиримое противостояние между конструктивистами и рационалистами. Конструктивисты называли своих противников формалистами и это название закрепилось за ними в 20-е годы. Сами по себе споры свободных художественных объединений были интересными и плодотворными, но идущий на смену творческой свободе соцреализм расправился с многочисленными художественными инициативами с помощью эффективного приема. Формализм был объявлен односторонним и неприемлемым методом в искусстве. Когда конструктивисты одержали победу над формализмом рационалистов, они и сами были обвинен в формализме и стали такой же жертвой. /В этом фрагменте - об архиве С.О. Хан-Магомедова.




15. Республика Фиуме и другие поэтические государства.
Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные - фраза эффектная, но в то же время говорит об отрешенности власти от проблем простого народа. Габриеле д'Аннунцио придумал другой выход из положения: если гражданам нечего есть - давайте раздавать им кокаин! Платон, Томас Мор и Таммазо Кампанелла не реализовали свои утопии, но д'Аннунцио это удалось вполне. Республика Фиуме принадлежит к числу самых безумных порождений искусства, вторгнувшегося в политику. Основной доход государства - пиратский разбой, в конституции провозглашалось обязательное музыкальное образование, а итальянское слово "Фиуме" (река) было для правителя недостаточно прекрасным, поэтому он предпочитал говорить "республика Красоты". Длилось это, правда, недолго, зато отголоски этих событий чувствуются до сих пор. Искусство, литература и музыка безусловно благодарны экстравагантному диктатору за мощную иньекцию вдохновения и питательную мифологию. Да и в реальной жизни безумные эксперименты не прекращаются. /В этом фрагменте - о гениальных безумцах.




16. Людвиг II Баварский. Сказочный король и тоталитарная эстетика.
Можно ли жить, как в сказке? А можно ли прожить жизнь так, чтобы потом сказки становились похожими на твою жизнь? Говоря современным языком, Людвиг II Баварский жил в соответствии с лозунгом "занимайтесь любовью, а не войной", но сам заняться любовью так и не посмел. Вместо обычных для короля дел - повелевать и воевать, он решил покровительствовать композиторам, музыкантам, поэтам и архитекторам. Подданые его не поняли. Но художники до сих пор пользуются его дарами. Для справедливости нужно отметить, что и политики многому у него научились. /В этом фрагменте - о поэтичности образа Людвига Баварского.




17. Придуманный космос: Жорж Мельес, Фриц Ланг, Константин Циолковский. Трансгуманизм: от Франкештейна до сверхчеловека.
Торжественный Космос древних греков (то есть порядок и убранство мира) однажды становится космосом — пространством, которое нужно покорять и осваивать. Но прежде, чем это делать, его надо придумать, то есть представить, какой он. Кроме этого взгляда вовне, в бесконечные просторы Вселенной, человек обращает внимание на самого себя, — тело и разум становятся объектом для идей управляемой эволюции. /В этом фрагменте - о степени дерзости человеческого мышления.




18. Эклектика психологии.
Психология когда-то была призвана познать ранее непознаваемое. Человек, поставив сабя на место Бога, попытался получить контроль над психическими процессами. Однако выяснилось, что психология часто говорит то же самое, что и философия, литература и искусство, но высказывается при этом менее художественно и не так глубоко. Является ли психология наукой? Несомненно да, причем содержащей не просто множество различных теорий, но и принципиально различные фундаментальные подходы. И, тем не менее, почти ни одна из психологических концепций не удовлетворяет принципу фальсифицируемости Карла Поппера. Некоторые психологические практики выглядят как шарлатанство. Но вот чего нельзя отнять у психологии - способности вдохновлять разнообразные художественные проекты. Впрочем, может быть лучше все-таки признать, что она - особый вид искусства. /В этом фрагменте - о возможности рассмотреть психологию "со стороны".




19. Призраки Маркса.
Свобода теории и террор практики. Призрак, который сначала явился Гамлету, а потом превратился в призрак коммунизма, все ли он еще бродит по Европе? Что произошло с нашей страной, подвергнутой эксперименту по созданию идеального платоновского государства? Попытка была неудачной, болезненной и травматичной, но как изживать эту травму? Все, что мы имеем - эта та гниль датского королевства, из-за которой страдали шекспировские герои? А может быть то, что нас не убило, сделало нас сильней? /В этом фрагменте - о трагедии «Гамлет» и ее связи с идеями Маркса.




20. Герменевтика. Интерпретация и понимание.
Герменевтика изначально возникла как практика интерпретации текста в попытке понять, с какой целью он написан. Такая практика становилась необходимой, когда культурные традиции толкователей текста отличались от тех традиций, в которых текст был создан. Так школа стоиков толковала греческие мифы. Впоследствии появилась разновидность герменевтики, объясняющая текст представителям другой культуры, например, в христианстве — для объяснения своего учения "варварским" народам. Начиная с 19-го века герменевтика становится самостоятельной областью гуманитарного знания. Формулируется такая категория, как герменевтический круг, описывающий цикличность процесса понимания. Появляется герменевтическая философия, которая, в отличие от классической герменевтики с ее функцией познания, имеет еще и онтологический статус, — бытие «раскрывается» в языке. В наши дни герменевтика актуальна в теории и практике искусства. Художественная практика стремится к «раскрытию» мира, но и действия художника необходимо интерпретировать. /В этом фрагменте - о Гермесе и гермах.




21. Позитивизм в искусстве. Иконический поворот.
Формальный метод в искусствознании возник в попытке разрешить противоречие между двумя философскими концепциями. С точки зрения классической эстетики искусство выражает действительность, но действительность особого рода, а именно такую, которая есть единство человека и мира. Один из основных постулатов позитивизма, опиравшегося на метод естественных наук, утверждает, что предмет познания не может обладать человеческими свойствами, природа независима от того, как человек ее представляет. Разрыв между субъективностью "правильного зрения" и тем, что в классической эстетике называлось объективной художественной истиной, был причиной многочисленных теоретических споров в венской школе искусствознания. Отголоски этих споров присутствуют сегодня в том явлении, которое называется "иконический поворот". Визуальный образ — это истина, сообщение на некотором абстрактном языке или манипуляция? /В этом фрагменте - о путанице в именах и названиях лекций.




22. Искусство как интуитивная философия.
Философия и искусство - два различных способа познания мира и самосознания человека, они взаимно дополняют друг друга. Однако часто художественная практика объявлялась чем-то второстепенным по сравнению с рациональным мышлением. Но бывало и по-другому, когда философия декларировалась неспособной выполнять методологическую функцию познания, и этой ролью наделялось искусство. Необходимо ли равновесие между логикой и интуицией, между художественным образом и философской истиной, между разумом и чувством? И вообще - возможно ли такое равновесие? /В этом фрагменте - о различных формах знания и их соотношениях.




23. Банальность зла. Ханна Арендт. Андрей Сахаров. Александр Солженицын.
Книги Ханны Арендт («Истоки тоталитаризма», «Банальность зла», «О насилии») представляли собой жесткий анализ этических проблем, связанных с историей террора в 20-м веке. Тема покаяния, искупления вины была в этих текстах одной из важнейших. Они вызвали серию дискуссий и помогли немцам сформулировать отношение к своей истории. В российской культуре также были авторы, которые затрагивали тему личной ответственности за коллективные преступления. Почему же идеи Сахарова и Солженицына практически забыты? /Лекция представлена полностью. Из-за ограничения, связанного с авторскими правами на использованные видеофрагменты, запись можно смотреть только на стационарных устройствах, на мобильных ее не видно. В Германии запись недоступна.




24. Язык революции и революция языка.
Язык — объект осмысленного анализа в различных философских и лингвистических школах. Язык обладает самостоятельной ценностью и влияет на наше мышление. Но такое понимание было не всегда, в классической культуре языку не предвалось исключительной роли, он воспримиался только как инструмент общения. Тем не менее, особый интерес к языку появлялся в те моменты, когда происходили социальные потрясения. Культура меняла регистр и выяснялось, что слов для описания этой перемены не хватает, а некоторые из слов оказываются лишними. Воздействие на речь во время революций - это языковое творчество или попытка изменить реальность через язык? /Лекция представлена полностью. Из-за ограничения, связанного с авторскими правами на использованные видеофрагменты, запись можно смотреть только на стационарных устройствах, на мобильных ее не видно. В Германии запись недоступна.




25. Утопия архитектуры.
Архитектура может быть определена через взаимоотношение функциональности и эстетики. Однако существует нечто обладающее более глубоким смыслом, чем суждение вкуса и функция конкретного здания или сооружения. Архитектура — стратегия создания особого пространства, отличающегося от пространства природы. Это пространство обитания человека, имеющее определенные качества и границы. В модернистских проектах декларации такого различия были весьма категоричными. Однако и в современных архитектурных направлениях, которым свойственно бережное отношение к природе, идея соединить когда-то разделенное человеческое и природное может превратиться в утопию. /В этом фрагменте - о классических представлениях о пространстве обитания человека.




26. Маршалл Маклюэн. The medium is the message.
Средство общения само по себе является сообщением — этот известный парадокс Маршалла Маклюэна стал принципом осмысления средств коммуникации и их воздействия на человека. Идеи, образы и стиль изложения Маклюэна были необычными, тем более, что иногда на него оказывали влияние поэты и художники. Несомненно, нужно иметь особое художественное воображение, чтобы сказать, что хирургическая операция и вечерний спортивный матч являются «содержанием» электрического света, поскольку без него они не могли бы существовать. Маклюэн предсказал конец письменной эпохи Гутенберга, но насколько это справедливо сегодня? Что бы он сказал про интернет, которого не было при его жизни? /В этом фрагменте - о трудностях написания имен.




27. Коллективная психиатрия
Уже несколько раз в истории культуры бывало так, что какое-либо состояние, современное или историческое, воспринималось как коллективная болезнь, массовое помешательство. Например, эпоха Просвещения выдвинула тезис о всеобщей справедливости, ее дитя — французская революция — впала в маниакальное состояние серийного убийцы с неуравновешенной психикой. Иногда язык описания психиатрического диагноза создает почву для философского метода, таким стал шизоанализ Делеза и Гваттари. Может ли современная культура быть описана в терминах психиатрии? /В этом фрагменте - о том, должна ли лекция про безумие быть безумной?




28. Вернакуляр в искусстве. Традиционность современного.
Термин "вернакуляр" по отношению к творчеству впервые употребил Чарльз Дженкс. Он имел в виду такую архитектуру, которая в развивается местном контексте, в попытке соответствовать уже известным достижениям, иногда в карикатурном виде. Существует ли сходное явление в современном искусстве? При всех декларациях новизны и радикальности не являются ли его формы глубоко традиционными? /В этом фрагменте - о термине «вернакуляр».




29. Культура и природа. Модели эволюции и редукции.
Латинское слово «cultura» означает «возделывание». Не случайно существует множество концепций культуры, которые сравнивают ее с организмом или основываются на какой-либо биологической ассоциации. В наши дни культура предстает второй природой, пространством обитания человека, созданного им самим, но получившим определенную самостоятельность, свойственную неизведанной природе. Эта вторая природа приобретает признаки субъекта, который думает и чувствует нами. Как относиться к этой «одухотворенной» среде и как ее изучать? /В этом фрагменте - о весенних сельскохозяйственных работах.




30. Бог еще не существует. Искусство как бессмертие.
«Бог умер», — сказал Фридрих Ницше. «Бог еще не существует», — возразил Квентин Мейясу. Считается, что фраза «Если Бога нет, всё позволено» принадлежит Достоевскому, но в его романах таких слов нет. Трагизм схожей идеи, выраженной Иваном Карамазовым, основан на отсутствии веры в собственное бессмертие, а не в трансцендентное высшее существо. О том, что душа смертна, знал еще Аристотель. Однако он считал, что наш разум не умирает, только бессмертие разума не является личным бессмертием отдельных людей, но частью в бессмертии Бога. Что мы можем сказать о бессмертии искусства? /В этом фрагменте - о финале курса «Языки культуры».




31. Гендерный беспорядок.
Современное эгалитарное общество содержит в себе следы патриархального уклада, который был причиной дискриминации женщин на протяжении тысячелетий. В зависимости от различных гипотез формирования патриархата можно по-разному интерпретировать современные гендерные проблемы. Последняя лекция цикла «Языки культуры» состоит из двух частей: вступление Андрея Великанова и основной доклад Ольги Алексеенко: «Гендерный беспорядок. Ликбез по феминизму от обычных людей».








андрей великанов > курс "языки культуры", лекции 2015-16.