андрей великанов > курс "анаморфическая энциклопедия", лекции 2016-17.
Подробно про курс> / Студенты> / Как поступить> / Программа подготовки> / Предупреждение> / Лекции "Философия искусства"> / Лекции "Языки культуры"> / Лекции "Анаморфическая энциклопедия" /Контакты>


Лекции курса "Анаморфическая энциклопедия" прочитаны в образовательном центре "Гараж" в сезоне 2016-17.
Данный курс продолжает серию лекций, посвященных связи философских идей, культуры и искусства. Термин «анаморфический» в данном случае относится к такой интерпретации предмета суждения, для которой важен взгляд через другие предметы, а также привлечение для анализа множественных точек зрения. В фокусе внимания данного курса будут слова и вещи современной культуры — от терминологии актуальных гуманитарных исследований до интернет-мемов. Каждая лекция будет посвящена одному слову, начинающемуся на определенную букву русского алфавита. В качестве дополнения будут прокомментированы еще несколько специальных терминов. Любую из этих лекций можно будет слушать независимо от других, но вместе с тем этот курс будет представлять собой словарь и справочный аппарат к теоретическому курсу «Философия искусства», прочитанному в 2014–2015 годах.


Лекции представлены короткими фрагментами и аннотациями. Записи в полном формате существуют и предназначены для студентов курса, но их может посмотреть каждый. Для этого нужна ваша просьба предоставить доступ к любой из лекций, отправленная мне в личном сообщении ( ) и ваша готовность оплатить просмотр.


1. А - Анаморфизм. Алфавит. Энциклопедисты.
Вводная лекция посвящена курсу в целом. Одна из конкретных тем лекции - о различных пониманиях термина "анаморфический" (по отношению к изображению, в теории искусства Дональда Прециози и в данном курсе). /В этом фрагменте - о начале нового цикла лекций.




2.Б — Бытие. /Дополнительные термины: Био-. Благо. Баадер-Майнхов, комплекс.
Бытие бытийствует, и это, собственно, все, что можно сказать о нем, несмотря на то, что это понятие — основной предмет основного раздела философии, то есть онтологии. Попытки определить термины «быть», «сущее», «существовать» не спасут нас от неопределенности, пока мы не назовем более конкретные понятия, которые также явлются предметом онтологии, например, реальность. Тогда выясняется, что у реальности есть уровни, и самые интересные их них были осознаны человеком совсем недавно. То, что существует всего лишь в словах, в языке, а именно знаки, оторванные от реальности и ссылающиеся друг на друга, оказывается гораздо более реальным, чем "настоящая реальность", к которой теперь надо прорываться сквозь паутину видимости. /В этом фрагменте - об этимологии слова "бытие".




3. В — Власть. / Вещь. Вернакуляр.
Термин "власть" не относится к числу важнейших философских понятий. Тем не менее, если перечислить имена известных философов, для которых в фокусе их интересов находилось именно это понятие, то мы поймем, что их концепции несомненно сильно повлияли на развитие общественных отношениий современную культуру. Среди ключевых тем - связь власти и насилия, теория общественного договора и делегирования прав, этические проблемы власти и подчинения и многое другое. В наши дни все чаще звучат идеи о кризисе «вертикали» власти и грядущем «горизонтальном» мире. /В этом фрагменте - о приеме студентов в группу курса 2016-17.





4. Г - Гений. /Грамматология. Гендер. Габитус.
У древних римлян гении — мифические существа, хранители людей, вещей, домов и мест. Смертному человеку гения можно иметь, но не быть им. Между тем, мы знаем, что сегодня гении живут среди нас. Они обладают необычайным талантом в каком-либо творчестве и потрясающей работоспособностью. Они могут нас удивлять, пугать или радовать. Они бывают настолько гениальными, что становятся безумными. Как и когда совершился этот переход от «иметь» к «быть» и кто из людей стал первым гением? /В этом фрагменте - об этимологии слова "гений".




5. Д — Дилетантизм. /Деконструкция и деструкция. Деизм. Диахрония и синхрония. Дискурс.
В течение многих веков художественный профессионализм выступал знаком низкого социального статуса, поскольку художник всего лишь был ремесленником и обслуживал заказчика. В эпоху Ренессанса возникло представление о художнике-гении, способном проникать в неизведанные миры. Но как же быть аристократу, как стать художником, но не осквернить себя плебейским статусом ремесла? В конце 16 в. в Италии возникает музыкальный дилетантизм. Так появились люди, которые на досуге и не стремясь к заработку обращались к творчеству. Впоследствии оппозиция профессионализма и дилетантизма неоднократно становилась идеей различных художественных теорий. Например, многие авангардисты впрямую отрицали необходимость мастерства и обращались к фигурам дикаря, безумца, ребенка и дилетанта. Кто же такой дилетант в наши дни? /В этом фрагменте - об объемном томе энциклопедии на букву "Д".




6. Е — Естество. / Европа. Евразийство.
«Естественное», наряду с натуральным, природным, нормальным, в эпоху Просвещения получило особое значение. «Естественный человек», как некий идеальный конструкт, был призван играть роль связующего звена между природой и культурой. Естественным выглядел тот, кто находился на более удаленной дистанции от современной цивилизации. Возникли такие понятия как «естественный строй», «естественное право», «естественная религия». Следы этих идей содержатся и в современной культуре. /В этом отрывке — о мрачности идей на букву «Е».




7. Ж — Жизнь. / Желание. Жимолость и повилика.
Наряду с биологическим пониманием жизни существуют различные концепции в гуманитарных науках, пытающиеся ответить, например, на такой вопрос: как человек интуитивно воспринимает жизнь, — как событийность, непрерывность, ограниченность во времени, темпоральность? К числу таких концепций можно отнести «волю к власти» Ницше или «жизненный порыв» Бергсона. Жизнь может также стать объектом проектирования и манипуляций, что было свойственно модернисткой эпохе. Получив соответствующие инструменты воздействия, заманчивей всего переделывать человека. /В этом отрывке — оммаж Ханне Арендт в честь 110-ой годовщины со дня ее рождения.




8. З — Зрение. / Знак. Закат метанарраций. Зло.
Зрение считается самым важным чувственным опытом человека, дающим нам наиболее полную и самую точную информацию об окружающем мире. Мы считаем наши глаза окном в мир и безоговорочно верим визуальным впечатлениям. Реалистическое искусство предлагает нам изображение, созданное в соответствии с таким впечатлением, и зрение считается доказательством его правдивости и истинности. Наука подтверждает такой подход, физиология зрения и оптика фотоаппарата — сходные физические явления, так что обмана быть не может. И все-таки, не является ли зрение величайшей иллюзией, во власти которой находится человек? /В этом отрывке — о том, как Платон объяснял принцип зрения.




9. И — Игра. / Идея. Идеализм. Идеология. Интенция. Инсталляция. Интернет.
Платон считал что игра естественна для человека, но по отношению к Космосу это занятие совершенно недостойное. Игры бывают самые разные, одни серьезные, другие — нет. Иногда в них важнее процесс, иногда — результат. В некоторых важны правила, в других правила придумываются на ходу. И все становится совсем сложно, когда мы понимаем, что постоянно играем в языковые игры.




10. К — Карго-культ. / Категория. Кайрос. Космос. Квир. Картина.
Меланезийские туземцы верили в то, что самолеты и падающие с неба грузы на самом деле принадлежат их предкам, а не белым людям, которые на них летают. Феномен карго-культа интересен сам по себе в антропологическом и этнографическом смысле, но, кроме этого, этот термин был использован несколькими авторами для интерпретации современной культуры. Жан Бодрийяр говорил об аналогиях, связанных с культом потребления, Ричард Фейнман — о псевдонауке, сходной с религией самолётопоклонников, а Екатерина Шульман предложила понятие «обратный культ карго». /В этом отрывке — о вечной зиме.




11. Л — Любовь. / Логос. Логика.
Для европейской культурной традиции характерно деление любви на земную и возвышенную. Не слишком ли это упрощенная классификация? У древних греков была гораздо более сложная типология любви, они могли назвать по крайней мене четыре ее вида: филия, сторге, агапе и эрос. /В финале лекции — о канцелярите совриска.




12. М — Мышление. / Мета-. Монада. Метод. Модернизм. Мем.
Мышление связано с функционированием мозга, об этом знал уже Пифагор. Тем не менее, наша способность к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения языка и логики. Большинство приемов мышления хранятся в коллективной памяти культуры и становятся индивидуальными навыками только при определенных условиях. С другой стороны, нельзя сказать, что мысль возникакает как строгий логичный текст, сначала это нечто довербальное, и это нечто еще нужно привести в ту форму, которую будет можно высказать. /В этом отрывке — Об Александре Пятигорском.




13. Н — Народ. / Наблюдение. Нарратив.
Что важнее в общности людей, которая именуется «народ», сходство или различие индивидов? И если они разные, то по какому именно признаку объединены? Самый простой ответ на эти вопросы дает примордиалистская теория, уравнивающая понятия «народ» и «этнос», и заявляющаяя, что этническая принадлежность человека является объективной природной данностью, ее невозможно создать искусственно или навязать её. Но это не единственная социальная теория, трактующая сходные, но все-таки принципиально отличающиеся друг от друга понятия, — народ, нация, национальность, гражданство, этнос, население. /В этом отрывке — о возможности рассуждать о понятии «народ», отвлекаясь от очевидных определений.




14. О — Опыт. / Означающее и означаемое. Объект и субъект.
Один из основных конфликтов в истории философии — спор о достоверности знания. Эмпирики считали, что единственным его источником является опыт. Рационалисты утверждали, что знание может быть получено с помощью умозрительного абстрактного мышления. Опыт, «сын ошибок трудных», есть результат практической деятельности. Однако навыки и умения — это лишь способность правильно действовать в определенной ситуации, для понимания происходящего необходимы рефлексия и критическое мышление. /В этом отрывке — об одной строке из стихотоворения Пушкина.




15. П — Память. / Парадокс. Парадигма. Перформатив и перформанс.
Многочисленные психифизиологические теории памяти, несомненно, дают представление о том, как работает мозг и как устроено мышление. Однако, философских концепций памяти не так много. Нуждаемся ли мы в осмыслении феномена памяти или мы можем относиться к ней лишь как к инструменту с заявленными характеристиками, — точность, объем и скорость?





андрей великанов > курс "анаморфическая энциклопедия", лекции 2016-17.