андрей великанов > курс "homo mutabilis", лекции 2018-19
Подробно про курс Студенты Условия участия Программа подготовки Предупреждение Контакты
Записи лекций:
""Философия искусства"> "Языки культуры"> "Анаморфическая энциклопедия" "Идеи и образы" "Homo mutabilis"



Лекции курса "Homo mutabilis" прочитаны в образовательном центре музея "Гараж" в сезоне 2018-19.
Человек всегда стремился воздействовать на окружающий мир. Для этого ему были нужны не только инструменты, но и идеи. Так появились философия, религия, наука, искусство, техника. Идеи изменяли не только мир, но и самого человека. Homo faber (человек творящий, трудящийся) становился Homo mutabilis (человеком меняющимся). Этот процесс не прекращается до сих пор, мы делаем открытия и тем самым открываем свои новые возможности, как это происходило и тогда, когда человек изобретал колесо и осваивал огонь. Мы создали себя сами, нас можно назвать self-made-mankind. Каковы же важнейшие из идей, сделавшие человека таким, какой он сейчас? Как эти идеи и возможности воплощаются в творчестве? Любую из этих лекций можно слушать независимо от других, но вместе с тем, этот курс в целом будет иллюстрацией к теоретическому курсу "Философия искусства".


Здесь представлены только короткие фрагменты лекций и аннотации. Для просмотра полной записи любой лекции отправьте мне сообщение через форму (кликнув на значок ) или напишите мне ( или redvelikanov.ru)



1. Homo mutabilis — Человек меняющийся /Вводная лекция
Философская антропология представляет человека как особый предмет понимания, изучает его природу и сущность. В рамках данного курса будет произведена попытка проследить историю культурной трансформации человека, обусловленной его собственными идеями. Название каждой лекции начинается с двух слов в стиле латинской биноминальной номенклатуры, используемой в биологии для именования видов. Но это не значит, что каждый раз речь будет идти о каком-либо особом виде человека с точки зрения биологии или расовой теории. Эти метафоры помогут описать различные процессы приобретения человеком новых знаний и умений, меняющих его социальные, психологические и культурные особенности.

Заказать просмотр полной записи лекции



2. Homo habilis — Человек умелый /Антропогенез
Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (Homo sapiens). Важнейшими этапами этого процесса, выделившими человека из мира животных, были начало изготовления орудий труда, освоение огня и возникновение языка. Так появился Homo Habilis (человек умелый). Следующий важный этап — неолитическая революция, переход от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. Одновременно с этим появляется предметное письмо и пиктограммы. С этого периода начинается бурное развитие культуры.

Заказать просмотр полной записи лекции



3. Homo faber, Homo ludens — Человек трудящийся, Человек играющий /Творческая революция
Homo faber и Homo ludens — две противопоставленные друг другу философские концепции. Первая описывает человека, использующего свой интеллект для создания искусственных объектов и тем самым контролирующего внешний мир. Вторая представляет человека «играющего», то есть сконцентрированного на свободном времяпрепровождении и развлечениях. На первый взгляд, первая концепция говорит о чем-то полезном, прагматичном, вторая — о маргинальном. Тем не менее, в формировании культуры и самого человека обе сущности одинаково важны.

Заказать просмотр полной записи лекции



4. Homo linguis — Человек, владеющий языком /Знак, речь, письмо
Появление языка сделало возможным быстрое развитие разума. Взаимодействие логики и причинно-следственных связей с памятью становилось все более сложным. Язык служил инструментом мышления и резервуаром для огромного объема информации, который осваивал человек. В то же время язык — довольно несовершенный инструмент, противоречивый по своей природе. В нем заложены нестабильность значений, двусмысленность, постоянные семантические изменения, чрезмерно большой объем этимологии и идиоматики. Как же нам удается выражать свои мысли и не сходить с ума?

Заказать просмотр полной записи лекции



5. Homo articis — Человек художественный /Зачем человеку искусство?
Полюсами культурного ландшафта можно считать религию и науку, в которых ответственность за знание принадлежит высшему существу или объективной истине. Однако, между этими полюсами есть некоторая неизведанная зона, в которой человек пытается решить наиболее общие вопросы, неподвластные другим формам знания, и в которой ответственность за эти действия он берет на себя. Именно в этой зоне существуют искусство и философия. Они есть два различных способа познания мира и самосознания человека. Можно говорить о них как о принципиально противоположных инструментах, можно как о взаимно друг друга дополняющих. Но все-таки они принципиально друг от друга отличаются. Философия опирается на логику, знание и в конце концов мудрость. Искусство же не имеет такой опоры. Оно эфемерно и преходяще. И, тем не менее, оно является для человека чем-то существенно важным.

Заказать просмотр полной записи лекции



6. Homo divinus — Человек божий /Бог как идея
Рационалистическая интерпретация возникновения религии говорит о стремлении человека объяснить действие всех природных сил волей могущественного высшего разума. Так появляется идея Творца мира. Но эта идея дает возможность не только помыслить одухотворенное начало всего сущего, благодаря ей человек имеет уникальную возможность — поставить наиболее важные для себя вопросы, на которые он еще не знает ответа. Кто я? Есть ли какая-то высшая цель в моем существовании и в существовании всего мира? Чем добро отличается от зла? Эта возможность возникает уже благодаря тому, что есть вера в Высшее Существо, к которому можно обратить свои главные вопросы. Но в определенный исторический момент человека начинает терзать мысль, — а существует ли Бог на самом деле? А если его нет, то как мне самому отвечать на свои вопрошания? Философия и есть тот инструмент, который позволяет человеку самому найти ответы и взять ответственность за них на себя.

Заказать просмотр полной записи лекции



7. Homo sciens — Человек научный /Систематизация объективного
Наука занимается поиском и систематизацией объективных знаний о действительности. Благодаря этому она дала современному человеку технологии и возможности, которые когда-то трудно было представить. Но прежде чем наука стала такой, должны были пройти тысячелетия проб и ошибок. Человек в соответствии с мистическими знаниями долго пытался добыть золото из свинца, вырастить гомункула и совершать другие нелепые действия, прежде чем стал искать объективную истину. А для того, чтобы ее достижение стало возможным, потребовалось признание собственного невежества и сомнение как инструмент познания.

Заказать просмотр полной записи лекции



8. Homo corporalis — Человек телесный /Тело изгнанное и тело обретенное
В представлении древних греков внешний облик человека неразрывно связан с его внутренними качествами. Следствием этого становится своеобразный культ тела. Но уже Сократ говорит о том, что тело мешает мыслить. В христианстве складывается убеждение, что тело греховно, а душа возвышенна. В современной культуре значительное место занимает эфемерное и воображаемое, теряющее связь с реальностью. Поэтому философия часто обращается к физическому и телесному, пытаясь найти в нем опору, некий горизонт опыта, существующий до всякого мышления. Телесность оказывается гарантом подлинности воспринимаемого мира.

Заказать просмотр полной записи лекции



9. Homo militaris — Человек воюющий /Армия и оружие
Предпосылки для создания первых больших вооруженных отрядов возникли во время перехода от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству. Человек и раньше проявлял воинственность, охраняя место своего обитания, но первые земледельцы из-за быстрой деградации почвы часто пытались захватить новые пространства, причем население захваченной территории рассматривалось как помеха и подлежало уничтожению. Человек научился охотится за другим человеком в самых разных качествах, — как жертвы геноцида, как раба, как объекта эксплуатации. Война человека с человеком вышла за рамки биологической внутривидовой борьбы за существование. Средства войны становились все более совершенными, пока не превратились в орудия, способные уничтожить за короткое время все человечество.

Заказать просмотр полной записи лекции



10. Homo cogitans — Человек мыслящий /Логика. Мышление. Философия
В древнегреческих мифах человек не сам становился героем, а рождался им по воле богов. Мысли и переживания самого героя не были важны, поскольку и сам он, и его подвиг — осуществление предначертаний судьбы. Мифы давали возможность соответствовать неизменной культуре, но именно древние греки обнаружили, что человек может быть субъектом действия. Благодаря этому человек осознал собственную уникальность и свою ответственность за присутствие в мире. Чтобы свободно мыслить, потребовалось перейти от мифа к логосу, то есть от слова, которому необходимо верить, к слову, которое необходимо понимать, а для этого надо уметь сомневаться в тех смыслах, которые оно несет. Именно сомнение позволит Декарту сказать: я мыслю, следовательно, я существую.

Заказать просмотр полной записи лекции



11. Homo studens — Человек учащийся /Школа и пропедевтика
Овладевать новыми знаниями интересно и это приносит удовольствие. Именно поэтому древнегреческое слово «школа» означало «свободное времяпрепровождение». Философ мог передавать людям опыт и знания или беседовать с другими философами именно на досуге. Но у греков существовала также строгая процедура проверки знаний и качеств молодых людей для предоставления им всей полноты гражданских прав и свобод. Так сложились два типа учебы — в одном учащийся человек сам стремится овладеть знаниями и свободным мышлением, в другом для достижения профессионального или гражданского статуса обязательны долг, порядок и прилежание.

Заказать просмотр полной записи лекции



12. Homo aeticus — Человек этический /Добро, зло и свобода воли
Местом появления человека этического была Древняя Греция. Софисты поняли, что по сравнению с неизменными законами природы нравы людей разнообразны и изменчивы, поэтому возникает проблема оценки как отдельных поступков, так и разнообразных обычаев. Аристотель, который впервые употребил слово «этика», считал ее практической философией, отвечающей на вопрос «что мы должны делать?». Постепенно складываются две принципиально различные этические системы. Одна из них придает значение только намерению, мотиву действия, вторая оценивает результат поступка. В рамках первой из этих систем формулируется знаменитый моральный закон — категорический императив Иммануила Канта.

Заказать просмотр полной записи лекции



13. Homo medicus — Человек врачующий /Медицина — шарлатанство, искусство и наука
Для того, чтобы лечить человека, необходимо понимать, что представляет собой сама болезнь. Таких пониманий и теорий в истории медицины было множество. Древние люди считали, что заболевание это злой дух, вселившийся в человека. Наряду с мистическими формами врачевания появились рациональные лечебные практики, основанные на анатомии и физиологии человеческого организма. В наши дни медицина представляет собой сложный комплекс естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин, направленных на сохранение здоровья людей. Однако этическая проблема отношений врача и пациента остается чуть ли не самой сложной.

Заказать просмотр полной записи лекции



14. Homo musicus — Человек музыкальный /Звук и число. Гармония
С помощью музыки можно выразить самые разнообразные душевные состояния. Музыка чувственна и эмоциональна, но вместе с тем математически точна, и это знал еще Пифагор. Музыка невозможна без свободы творческого самовыражения, но создавать ее можно только зная строгие законы гармонии и композиции. По мнению Ницше, именно из духа музыки благодаря сочетанию аполлонического и дионисийского рождается искусство. Музыка бывает ненужной и назойливой, и Эрик Сати предлагал ей именно такой и быть, а может, как считал Шопенгауэр, говорить о самой глубокой сути мира.

Заказать просмотр полной записи лекции



15. Homo naturalis — Человек естественный /Благородный дикарь
Термин «естественное», имеющий очевидное значение природного и нормального, получил особый смысл в ожесточенном споре французских просветителей. Для них «естественный человек» был неким ключом к пониманию социальных процессов. Если Руссо считал, что «природный» источник человеческой души чист, а цивилизация и культура способны лишь испортить его, то Вольтер полагал, что «естественное» начало человеческой природы является основой социальных бедствий. В этом споре возникли такие понятия как «естественный строй», «естественное право», «естественная религия». Следы этих идей содержатся и в современной культуре.

Заказать просмотр полной записи лекции



16. Homo socialis — Человек социальный /Общественный договор и власть
Формирование личности человека возможно только в социуме. Именно это имел в виду Аристотель, когда говорил, что человек — существо общественное. За две с половиной тысячи лет с тех пор было множество попыток придумать такие принципы социальных отношений, которые давали бы возможность сочетать наиболее разумным способом права и обязанности каждого человека. Мы до сих пор далеки от идеального общественного устройства, но в этих попытках смогли многое узнать о себе.

Заказать просмотр полной записи лекции



17. Homo conscious — Человек знающий /Просвещение и энциклопедия
В истории человека несколько раз принципиально менялись представления о том, что такое знание и каким образом оно может быть подтверждено. Древние греки осознали разницу между мифом и логосом. Рационалисты и эмпирики спорили о том, что является источником знания — интеллектуальная интуиция или чувственный опыт. В 20-м веке для проверки истинности научных утверждений было предложено два принципиально различных и противоречащих друг другу критерия — верифицируемость и фальсифицируемость. В наши дни, когда существование объективного научного знания неоспоримо, возникло странное и алогичное понятие — постправда.

Заказать просмотр полной записи лекции



18. Homo litterarius — Человек читающий /Век Гутенберга
Книга, прежде чем она обрела привычную в наши дни конструкцию — кодекс, побывала и в других ипостасях — рукописного свитка, восковой таблички, письмен на папирусе и даже на камне. Ее история насчитывает тысячи лет. В наши дни электронный текст вымещает бумажный формат и становится все более удобным. Кроме книги как материального объекта существует книга как важнейший атрибут человеческой культуры, а также как метафора процесса познания и архива приобретенных знаний. Средство общения само по себе является сообщением — этот известный парадокс Маршалла Маклюэна стал принципом осмысления средств коммуникации и их воздействия на человека.

Заказать просмотр полной записи лекции



19. Homo evolutionaris — Человек эволюционирующий /Изменение природы
Человек разумный появился в результате биологической эволюции и его разум оказался способным понять, как это произошло. Отсюда один шаг до идеи управления эволюционными процессами, попыток изменить не только животных и растения, но и саму человеческую природу. Именно поэтому эксперимент по созданию нового человека коммунистического будущего был не только абстрактной идеей, но и вполне конкретным проектом. В наши дни мечта об управляемой эволюции по-прежнему существует, хотя ее задачи представляются совершенно другими.

Заказать просмотр полной записи лекции



20. Homo sidereus — Человек космический /Плывущие по порядку
Прежде чем отправиться в космос, человеку нужно было сначала осознать, что его мир не беспределен, что он где-то заканчивается, и за этой границей начинается другое пространство. Поняв это, человек должен был не просто построить технические приспособления для такого далекого путешествия, но и вообразить себе сам космос и сначала побывать там с помощью своей фантазии. И над этим долго трудились философы, писатели, поэты и кинематографисты.

Заказать просмотр полной записи лекции



21. Homo modernus — Человек модернистский /На пути к сверхчеловеку
Появление человека модернисткой эпохи можно связать с кризисом классического рационализма и пророчеством Шопенгауэра о гении, познающим мир с помощью искусства. Ницше на основе этой идеи предложит концепцию сверхчеловека, управляющего собственной волей. Но когда модернистское искусство действительно приходит, оно достигает невиданной до этого радикальности. Малевич отвергает хаос и беспричинность, а человек в его представлении — нечто гораздо более дерзкое, чем ницшеанский сверхчеловек. Он не будет подражать Богу в творении и созидании, но построит свой собственный мир.

Заказать просмотр полной записи лекции



22. Номо spectans — Человек смотрящий /Композиция и конструкция
Прямая перспектива, изобретенная в эпоху Возрождения, и субъект-объектные отношения, характерные для классической философии, предлагали однозначный взгляд на мир и это определило восприятие человека в европейской культуре. Нам свойственна «точка зрения», потому что мы ощущаем себя наблюдателем, стоящим на определенной позиции. Зрение для нас — точный инструмент познания реальности, но при этом «увидеть» или представить мир целиком можно только умозрительно. Древний человек понимал зрение иначе, например, взгляду приписывалось магическое воздействие. На протяжении истории человечества способность видеть и воспринимать менялась и часто это происходило благодаря искусству. Интереснейший спор о зрительном восприятии и его художественном воплощении произошел между двумя художниками — Александром Родченко и Владимиром Фаворским.

Заказать просмотр полной записи лекции



23. Homo technicus — Человек технический /Мастерство, умение, механизм
«Технэ» у древних греков — мастерство и самые разнообразные умения, в том числе и искусство. Техника как конструирование и использование различных приспособлений имеет богатейшую историю — от инструментов первобытного человека до сложнейших современных устройств. В философском смысле технику можно понимать как ту часть культуры, которая противостоит природе и стремится ее себе подчинить. Следствием такого явления могут быть два возможных полярных сценария развития — светлое будущее, наполненное совершенными помощниками человека или мрачная антиутопия, в которой техника противостоит самому человеку.

Заказать просмотр полной записи лекции



24. Homo architectans — Человек строящий. Дом, жилище, архитектура
Архитектурное сооружение может быть торжественной декларацией власти политической и власти человека над природой. Архитектуру в целом можно понимать как утилитарную стратегию создания особого пространства обитания человека. Современным архитектурным направлениям свойственно стремление соединить когда-то разделенное человеческое и природное. Это выражается в попытках создать архитектуру, никак не противоречащую природе, и даже полностью растворившуюся в ней. Но должна ли по-прежнему существовать профессия архитектора? Не растворится ли она в более прагматичной деятельности?

Заказать просмотр полной записи лекции



25. Homo photographicus — Человек фотографический /Свет субъективной реальности
7 января 1839 года Франсуа Араго на заседании Французской академии наук подробно докладывает о первом в истории человечества оптико-химическом способе получения изображений и называет имена его изобретателей — Луи Дагера и Нисефора Ньепса. В этом же году король Луи-Филипп подписывает документ, в согласно которому Дагеру и Ньепсу назначается пенсия в обмен на то, что авторы и их наследники уступают государству права на использование данного изобретения. Этим актом фотопроцесс отдается в пользование всему человечеству, и отныне любой человек в любой стране может безо всяких ограничений практиковать дагеротипию. Трудно переоценить значение этих событий, которые привели к тому, что в наши дни фотография необходима буквально каждому человеку.

Заказать просмотр полной записи лекции



26. Homo cinematographicus — Человек кинематографический /Движение и монтаж
Кино появилось в конце 19-го века как массовая ярмарочная забава самого непритязательного вкуса, нечто типа кунсткамеры или клоунады. За время своего существования оно смогло превратиться в могущественный язык, обладающий такой властью над реальностью, которой не знало ни одно другое искусство. У киноязыка нет преград времени и пространства, он способен опровергать логику и рассудок, и он говорит о человеке и о природе с помощью сложнейших философских идей. Принадлежит ли эта власть человеку или само кино покорило нас и заставляет непрерывно вожделеть новых образов?

Заказать просмотр полной записи лекции



андрей великанов > курс "homo mutabilis", лекции 2018-19