андрей великанов > курс "homo mutabilis", лекции 2018-19.
Подробно про курс> / Студенты> / Как поступить> / Программа подготовки> / Предупреждение> / Контакты>
Записи лекций: "Философия искусства"> / "Языки культуры"> / "Анаморфическая энциклопедия" / "Идеи и образы" / "Homo mutabilis"


Лекции курса "Homo mutabilis" прочитаны в образовательном центре музея "Гараж" в сезоне 2018-19.
Человек всегда стремился воздействовать на окружающий мир. Для этого ему были нужны не только инструменты, но и идеи. Так появились философия, религия, наука, искусство, техника. Идеи изменяли не только мир, но и самого человека. Homo faber (человек творящий, трудящийся) становился Homo mutabilis (человеком меняющимся). Этот процесс не прекращается до сих пор, мы делаем открытия и тем самым открываем свои новые возможности, как это происходило и тогда, когда человек изобретал колесо и осваивал огонь. Мы создали себя сами, нас можно назвать self-made-mankind. Каковы же важнейшие из идей, сделавшие человека таким, какой он сейчас? Как эти идеи и возможности воплощаются в творчестве? Любую из этих лекций можно слушать независимо от других, но вместе с тем, этот курс в целом будет иллюстрацией к теоретическому курсу "Философия искусства".


Здесь представлены только короткие фрагменты лекций и аннотации. Для просмотра полной записи любой лекции отправьте мне сообщение через форму (кликнув на значок ) или напишите мне ( или red()velikanov.ru)


1. Homo mutabilis — Человек меняющийся /Вводная лекция
Философская антропология представляет человека как особый предмет понимания, изучает его природу и сущность. В рамках данного курса будет произведена попытка проследить историю культурной трансформации человека, обусловленной его собственными идеями. Название каждой лекции начинается с двух слов в стиле латинской биноминальной номенклатуры, используемой в биологии для именования видов. Но это не значит, что каждый раз речь будет идти о каком-либо особом виде человека с точки зрения биологии или расовой теории. Эти метафоры помогут описать различные процессы приобретения человеком новых знаний и умений, меняющих его социальные, психологические и культурные особенности.




2. Homo habilis — Человек умелый /Антропогенез
Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (Homo sapiens). Важнейшими этапами этого процесса, выделившими человека из мира животных, были начало изготовления орудий труда, освоение огня и возникновение языка. Так появился Homo Habilis (человек умелый). Следующий важный этап — неолитическая революция, переход от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. Одновременно с этим появляется предметное письмо и пиктограммы. С этого периода начинается бурное развитие культуры.




3. Homo faber, Homo ludens — Человек трудящийся, Человек играющий /Творческая революция
Homo faber и Homo ludens — две противопоставленные друг другу философские концепции. Первая описывает человека, использующего свой интеллект для создания искусственных объектов и тем самым контролирующего внешний мир. Вторая представляет человека «играющего», то есть сконцентрированного на свободном времяпрепровождении и развлечениях. На первый взгляд, первая концепция говорит о чем-то полезном, прагматичном, вторая — о маргинальном. Тем не менее, в формировании культуры и самого человека обе сущности одинаково важны.




4. Homo linguis — Человек, владеющий языком /Знак, речь, письмо
Появление языка сделало возможным быстрое развитие разума. Взаимодействие логики и причинно-следственных связей с памятью становилось все более сложным. Язык служил инструментом мышления и резервуаром для огромного объема информации, который осваивал человек. В то же время язык — довольно несовершенный инструмент, противоречивый по своей природе. В нем заложены нестабильность значений, двусмысленность, постоянные семантические изменения, чрезмерно большой объем этимологии и идиоматики. Как же нам удается выражать свои мысли и не сходить с ума?




5. Homo articis — Человек художественный /Зачем человеку искусство?
Полюсами культурного ландшафта можно считать религию и науку, в которых ответственность за знание принадлежит высшему существу или объективной истине. Однако, между этими полюсами есть некоторая неизведанная зона, в которой человек пытается решить наиболее общие вопросы, неподвластные другим формам знания, и в которой ответственность за эти действия он берет на себя. Именно в этой зоне существуют искусство и философия. Они есть два различных способа познания мира и самосознания человека. Можно говорить о них как о принципиально противоположных инструментах, можно как о взаимно друг друга дополняющих. Но все-таки они принципиально друг от друга отличаются. Философия опирается на логику, знание и в конце концов мудрость. Искусство же не имеет такой опоры. Оно эфемерно и преходяще. И, тем не менее, оно является для человека чем-то существенно важным.




6. Homo divinus — Человек божий /Бог как идея
Рационалистическая интерпретация возникновения религии говорит о стремлении человека объяснить действие всех природных сил волей могущественного высшего разума. Так появляется идея Творца мира. Но эта идея дает возможность не только помыслить одухотворенное начало всего сущего, благодаря ей человек имеет уникальную возможность — поставить наиболее важные для себя вопросы, на которые он еще не знает ответа. Кто я? Есть ли какая-то высшая цель в моем существовании и в существовании всего мира? Чем добро отличается от зла? Эта возможность возникает уже благодаря тому, что есть вера в Высшее Существо, к которому можно обратить свои главные вопросы. Но в определенный исторический момент человека начинает терзать мысль, — а существует ли Бог на самом деле? А если его нет, то как мне самому отвечать на свои вопрошания? Философия и есть тот инструмент, который позволяет человеку самому найти ответы и взять ответственность за них на себя.




7. Homo sciens — Человек научный /Систематизация объективного
Наука занимается поиском и систематизацией объективных знаний о действительности. Благодаря этому она дала современному человеку технологии и возможности, которые когда-то трудно было представить. Но прежде чем наука стала такой, должны были пройти тысячелетия проб и ошибок. Человек в соответствии с мистическими знаниями долго пытался добыть золото из свинца, вырастить гомункула и совершать другие нелепые действия, прежде чем стал искать объективную истину. А для того, чтобы ее достижение стало возможным, потребовалось признание собственного невежества и сомнение как инструмент познания.




8. Homo corporalis — Человек телесный /Тело изгнанное и тело обретенное
В представлении древних греков внешний облик человека неразрывно связан с его внутренними качествами. Следствием этого становится своеобразный культ тела. Но уже Сократ говорит о том, что тело мешает мыслить. В христианстве складывается убеждение, что тело греховно, а душа возвышенна. В современной культуре значительное место занимает эфемерное и воображаемое, теряющее связь с реальностью. Поэтому философия часто обращается к физическому и телесному, пытаясь найти в нем опору, некий горизонт опыта, существующий до всякого мышления. Телесность оказывается гарантом подлинности воспринимаемого мира.




9. Homo militaris — Человек воюющий /Армия и оружие
Предпосылки для создания первых больших вооруженных отрядов возникли во время перехода от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству. Человек и раньше проявлял воинственность, охраняя место своего обитания, но первые земледельцы из-за быстрой деградации почвы часто пытались захватить новые пространства, причем население захваченной территории рассматривалось как помеха и подлежало уничтожению. Человек научился охотится за другим человеком в самых разных качествах, — как жертвы геноцида, как раба, как объекта эксплуатации. Война человека с человеком вышла за рамки биологической внутривидовой борьбы за существование. Средства войны становились все более совершенными, пока не превратились в орудия, способные уничтожить за короткое время все человечество.




10. Homo cogitans — Человек мыслящий /Логика. Мышление. Философия
В древнегреческих мифах человек не сам становился героем, а рождался им по воле богов. Мысли и переживания самого героя не были важны, поскольку и сам он, и его подвиг — осуществление предначертаний судьбы. Мифы давали возможность соответствовать неизменной культуре, но именно древние греки обнаружили, что человек может быть субъектом действия. Благодаря этому человек осознал собственную уникальность и свою ответственность за присутствие в мире. Чтобы свободно мыслить, потребовалось перейти от мифа к логосу, то есть от слова, которому необходимо верить, к слову, которое необходимо понимать, а для этого надо уметь сомневаться в тех смыслах, которые оно несет. Именно сомнение позволит Декарту сказать: я мыслю, следовательно, я существую.




11. Homo studens — Человек учащийся /Школа и пропедевтика
Овладевать новыми знаниями интересно и это приносит удовольствие. Именно поэтому древнегреческое слово «школа» означало «свободное времяпрепровождение». Философ мог передавать людям опыт и знания или беседовать с другими философами именно на досуге. Но у греков существовала также строгая процедура проверки знаний и качеств молодых людей для предоставления им всей полноты гражданских прав и свобод. Так сложились два типа учебы — в одном учащийся человек сам стремится овладеть знаниями и свободным мышлением, в другом для достижения профессионального или гражданского статуса обязательны долг, порядок и прилежание.




12. Homo aeticus — Человек этический /Добро, зло и свобода воли
Местом появления человека этического была Древняя Греция. Софисты поняли, что по сравнению с неизменными законами природы нравы людей разнообразны и изменчивы, поэтому возникает проблема оценки как отдельных поступков, так и разнообразных обычаев. Аристотель, который впервые употребил слово «этика», считал ее практической философией, отвечающей на вопрос «что мы должны делать?». Постепенно складываются две принципиально различные этические системы. Одна из них придает значение только намерению, мотиву действия, вторая оценивает результат поступка. В рамках первой из этих систем формулируется знаменитый моральный закон — категорический императив Иммануила Канта.




13. Homo medicus — Человек врачующий /Медицина — шарлатанство, искусство и наука
Для того, чтобы лечить человека, необходимо понимать, что представляет собой сама болезнь. Таких пониманий и теорий в истории медицины было множество. Древние люди считали, что заболевание это злой дух, вселившийся в человека. Наряду с мистическими формами врачевания появились рациональные лечебные практики, основанные на анатомии и физиологии человеческого организма. В наши дни медицина представляет собой сложный комплекс естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин, направленных на сохранение здоровья людей. Однако этическая проблема отношений врача и пациента остается чуть ли не самой сложной.








андрей великанов > курс "homo mutabilis", лекции 2018-19.