андрей великанов > курс "философия искусства"
Подробно про курс / Студенты> / Как поступить> / Программа подготовки> / Предупреждение> / Лекции "Философия искусства"> / Лекции "Языки культуры"> / Лекции "Анаморфическая энциклопедия"> / Контакты>


Курс «Философия искусства»

2011/12 и 2012/13 — в Школе современного искусства "Свободные мастерские" ММСИ
2013/14 — в Центре Авангарда Еврейского музея.
2014 — 2018 — в Музее современного искусства "Гараж".



Цель курса — познакомить слушателей с философскими концепциями, непосредственно повлиявшими на искусство и определившими принципиально различные модели культуры. Современное творчество не может быть наивным, опирающимся лишь на личную интенцию автора, но требует знаний, умения мыслить и понимать контекст. Учиться этому можно у тех философов и художников, которые выдвигали яркие идеи, ставили сложные задачи, спорили друг с другом и оставили нам богатейший корпус текстов. Курс включает в себя не только лекции, но и самостоятельные упражнения, которые помогают освоить сложный материал и научиться владеть логикой, иметь представление о языках различных философских и художественных теорий и практик, уметь анализировать тексты, произведения искусства и разнообразные явления с точки зрения как традиционных, так и современных философских концепций.

Большое внимание будет уделено разработке творческого метода, который основан не на акценте на самовыражение и не на форму представления произведения, а на авторский взгляд, на внимательное наблюдение, анализ, поиск взаимосвязей явлений. Современная культура часто требует от художника любым способом выделиться, стать заметным. Вопреки этому предлагается следующее — главное быть видящим, это гораздо важнее, чем быть видимым. Студентам курса предстоит самостоятельная работа по формированию своего собственного творческого взгляда. Важнейшей задачей будет — видеть и понимать события и явления, построить свое собственное взаимоотношение с культурой, и при этом не раствориться в контексте, но выработать личную границу и язык общения с окружающим миром.

В любой школе, ремесленной, научной, творческой, всегда ставится цель освоить некоторый комплекс знаний и навыки определенной профессии. В любой школе предлагают стать "кем-то". В школе Великанова предлагают стать собой. Это значит, что пройдя сложный путь знакомства с философскими идеями, дискуссий на разнообразные темы, а также самостоятельных размышлений и упражнений, вы неминуемо столкнетесь с проблемами идентификации самого себя, своих желаний, потребностей. Для некоторых эта встреча бывает болезненной, травмирующей и даже недостижимой. Для других это прекрасная возможность обрести не только себя, но и научиться коллективному зрению и пониманию. Философия, культура, искусство служат тем полем возможностей, в котором мы можем реализовать себя.

Для кого
Я хотел бы видеть среди своих студентов тех, кто считает искусство одним из важнейших способов познания. Оставляю за вами право называть искусством все, что угодно. Отсюда следует, что нужна определенная свобода мышления, по крайней мере, стремление к нему. Для кого мой курс точно не подходит, так это для тех, у кого основная цель — занять свое место в определенной профессиональной или академической среде. Это не значит, что группа будет состоять из любителей-одиночек-анархистов, но значит, что вы неминуемо выработаете у себя потребность в самостоятельном восприятии и мышлении. А если вам это сделать не захочется, то скорее всего вы покинете группу по собственному желанию.

Главное требование — определенный творческий опыт и собственный творческий проект (реализуемый или только планируемый). В качестве такового может быть художественный или кураторский проект в любом жанре, научное исследование в гуманитарной области (дипломный проект, статья, диссертация), журналистская работа на заданную тему, образовательный проект и т.д. Специальное образование не требуется, но очень желательна общая эрудиция — широкий круг чтения, интерес к художественным практикам, кино, архитектуре и музыке. Предполагается, что желающие поступить на курс знакомы с идеями преподавателя — например, посещали отдельные лекции, читали его тексты, и теперь ждут от него помощи и консультаций в конкретных проектах.

Формат работы
Одно занятие в неделю (5 астрономических часов, лекция + семинар) с сентября по май. В 2017/18 году занятия будут проходить по воскресеньям с 17-00 до 22-00. Студенты группы в промежутках между очными встречами заняты активной самостоятельной и коллективной работой. Об условиях поступления в группу смотрите здесь. Вольным слушателям можно посещать лекции бесплатно и без всяких ограничений.



Как проходят занятия





Основным курсом лекций является теоретический курс "Философия искусства", прочитанный в 2014-15. Для всех студентов будет организован последовательный просмотр записей этих 32-х лекций.

Курс лекций "Идеи и образы".
В 2017-18 годах будет прочитан новый курс лекций по общим названием "Идеи и образы", который посвящен книгам, фильмам и музыкальным произведениям, тесно связанным с философскими концепциями. Иногда идеи становились основой для создания художественных образов, иногда образы были питательной средой для философских концепций. Эти взаимосвязи и взаимовлияния представляют собой сложную сеть современной культуры. Любую из этих лекций можно слушать независимо от других, но вместе с тем, этот курс в целом будет иллюстрацией к теоретическому курсу "Философия искусства".

Темы лекций 2017-18

3 сентября
1. Вводная лекция. Философия между наукой, искусством и религией. Интуиция рационального и логика чувственного.

10 сентября
2. Гомер — «Илиада», «Одиссея». /Миф и логос. Субъект и объект. Рождение философии.

17 сентября
3. Хорхе Луис Борхес — «Сад расходящихся тропок», «Аналитический язык Джона Уилкинса». /Хора. Археология знания.

24 сентября
4. Иоганн Себастьан Бах — «Хорошо темперированный клавир». Вольфганг Амадей Моцарт — «Реквием». Милош Форман — «Амадей». /Фидеизм. Онтологическое доказательство бытия Бога.

1 октября
5. Борис Пастернак — «Доктор Живаго». /Вера и знание.

8 октября
6. Венедикт Ерофеев — «Москва-Петушки». /Теодицея. Акциденция. Хаос и Космос.

15 октября
7. Жан-Поль Сартр — «За закрытыми дверями». /Свобода воли. Эссенция и экзистенция.

22 октября
8. Патрик Зюскинд — «Парфюмер». /Вещественная метафора прекрасного.

29 октября
9. Николай Носов — «Приключения Незнайки». /Утопия и антиутопия.

12 ноября
10. Франц Шуберт — струнный квартет №14 ре минор «Смерть и дева». /Категорический императив.

19 ноября
11. Льюис Кэрролл — «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье». /Логика невозможного.

26 ноября
12. Федор Достоевский — «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы». /Смерть Бога. Красота спасет мир. Деизм.

3 декабря
13. Михаил Булгаков — «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце». /Трансгуманизм. Демоны разума и демоны чувства.

10 декабря
14. Харольд Рэмис — «День сурка». /Вечное возвращение.

17 декабря
15. Вагнер - «Кольцо нибелунга». /Gesamtkunstwerk.

24 декабря
Новогодняя программа.

14 января
16. Роберт Земекис — «Форест Гамп». /Рацио и сенсус. Назад к вещам.

21 января
17. Курт Воннегут — «Завтрак для чемпионов». /Остранение.

28 января
18. Джордж Оруэлл — «1984». /Гипотеза лингвистической относительности. Язык думает нами.

4 февраля
19. Евгений Замятин — Мы». Олдос Хаксли — «О дивный новый мир». Рэй Бредбери — «451 градус по Фаренгейту». /Модернизм и тоталитаризм.

11 февраля
20. Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера». /Знак и референт. Кризис репрезентации.

18 февраля
21. Алан Милн — «Винни-Пух и все-все-все». /Язык архитектуры.

25 февраля
22. Виктор Пелевин — «Generation П», «Чапаев и пустота». /Миф и мифолог.

4 марта
23. Марк Твен — «Приключения Гекльберри Финна», «Путешествие капитана Стормфилда в рай». /Необходимое и случайное.

18 марта
24. Иэн Софтли — «Планета Кей-Пэкс». /Культурные модели — шизофрения, паранойя и эпилепсия. Трансгрессия.

25 марта
25. Аркадий и Борис Стругацкие — «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу», «Попытка к бегству». /Гетеротопия. Машины желания. Банальность зла.

1 апреля
26. Ярослав Гашек — «Похождения бравого солдата Швейка». /Шизоанализ.

8 апреля
27. Чак Паланик, Дэвид Финчер — «Бойцовский клуб». /Реальность и симуляция. Хюбрис.

15 апреля
28. Умберто Эко — «Имя розы». /Универсалии. Постмодернистское состояние.

22 апреля
29. Франц Кафка — «Превращение». /Пустой знак. Открытая дискурсивная система.

29 апреля
30. Джеймс Хоуз — сериал «Гений». /Проблема демаркации. Верифицируемость и фальсифицируемость. Субъективность науки.

13 мая
31. Микеланджело Антониони — «Blowup». /Гносеологический скептицизм. Гиперреальность.

20 мая
Студенты курса защищают курсовые проекты.



Семинары
Обсуждение домашних заданий — всего лишь небольшая часть семинаров. Студенты группы делают самостоятельные доклады, после которых проходят дискуссии. В конце курса — защита курсовых проектов.





Ольга Алексеенко. Защита курсового проекта.
Время неопределенное настоящее. 28.05.2014.



Богдан Кравцов. Защита курсового проекта.
Серия, коллекция, цикл. 24.05.2015.



Отзывы студентов

Ольга Толкачева
То, что делает со студентами Андрей Григорьевич в рамках своего курса – жестоко и разумно. Про ЭГО своё забудьте сразу – его не существует. Пусть оно заткнётся и слушает, читает, делает домашние задания. В результате вы получите все возможные рефлексии, а может быть и шизофрению, перфекционизм, социопатию. Ещё сделаете тьму интересных работ. Напишете через год курсовой проект. И будете до конца дней своих благодарны провидению, которое свело вас с Андреем Григорьевичем. Если у вас хватит сил дойти до конца. Ха-ха. (2014)

Ольга Алексеенко
Во время курса вот что со мной произошло:
1) Все определенности были успешно преодолены, осталась бесконечная неопределенность.
2) Обострились зрение и слух так, что порой смотреть и слушать стало больно.
3) Ощутимо повысился уровень филантропии, но это, скорее, побочный эффект
4) Почему-то расхотелось говорить, хотя то, о чем можно или нужно сказать, стало гораздо больше.
P.S. Завидую всем, кто сможет через все это пройти в первый раз. (2014)

Алена Шкурина
Прошел год, каждое воскресенье — лекция, всю неделю — чтение, мысли, работа над заданиями, группа бурлит, что происходит? Меняться начало все вокруг. Потому что меняться начала я сама. Кашу из головы смыло бурным прибоем, в карманах вместо фантиков оказались инструменты, при помощи которых можно теперь столько всего — я сама еще до конца не осознала сколько же, но, кажется, вообще все. Закрутились шестеренки с бешеной скоростью, починено лучшее из умений — мыслить, и, самое важное — появилась структура, сложный скелет, на который можно собрать знания уже имеющиеся и который требует новых. Процесс, безусловно, необратим, а путь достаточно сложен. Но это стоит того. (2014)

Фелицата Ольшевец
Я не умею про Андрея Григорьевича. Я про себя умею. Можно я — про себя? Тем более что у меня только это и выходит. Когда-то словосочетание "Философия науки" наградило меня свежим комплексом непонимания и напрочь отшибло желание писать диссер. А потому "Философия искусства", словно фантомная боль, всколыхнуло давно забытые ощущения. Философию понимаю, с искусством шапочно знакома. Но два эти слова, стоящие рядом, сразу отправляют в аут. Впрочем, то, что я назвала аутом, оказалось милейшим местечком (в прямом и переносном смысле, благо — Еврейский музей) на зависшей в междумирье площадке: до неба далеко, но земля, тем не менее, снизу. Царит тут настоящий, вроде бы живой философ. Он, как французский король, лыс, улыбчив, глубок и строг. Все бы ничего, он кажется вполне добродушным, но проблема в том, что с первой же встречи он поселяется в твоей голове, чтобы хорошенько в ней поработать. Повеликанить. Честно признаться, давно пора. Такого бардака еще поискать. Вот мусор же вы регулярно выносите, и в телефоне память чистите, и комп обновляете. Что же вы делаете с головой? Вы ЭТО называете знаниями? Помилуйте и побойтесь, только не того, которого обычно боятся, а этого — философа. Мы так испугались, что приоритетной идеей по окончании курса стала немота. Мутизм как предчувствие. Как способ выжить в ризоморфном хаосе гиперреального постмодернизма. Сегодня даже SOS надо кричать молча — чтобы тебя услышали. Но это было в конце. А в начале... Самым критичным звеном в информационном хаосе оказались связки: с первого дня великановские маршрутизаторы заработали на полную мощь. Греция и Рим, темное христианское Средневековье, радужное Возрождение, всепоглощающий классицизм. Острое реалистичное разочарование, крушение божественного, а потом и человеческого, попытки, и не единичные, и не то чтобы неудачные, утопить планету в крови, комплекс вины, ничего, впрочем, не меняющий, опрокинутая логика, к черту позитивистов, смотрите со всех сторон — да увидите. Примите — да поймете. Молчите. Молчите. Молчите. Великановская "Философия искусства" — это не про художников. И не про философов даже. Это про смыслы, которые можно уловить и показать. (2014)

Даша Гостева
Больше всего курс «Философии искусства» похож на полярную экспедицию. Вольнослушатели выступают в роли подписчиков газеты, в которой публикуются сводки о достижениях экспедиции и судьбе участников, но самое интересное остаётся для них невидимым — это всё, что происходит между членами экипажа и капитаном, направляющим их. В какой-то момент судно сковывает льдами и самая отважная часть команды отправляется в тяжелый поход на каяках через полыньи и торосы. Кто-то предусмотрительно остаётся зимовать на корабле, а кто-то отстаёт по пути, так произошло и со мной. Но думаю даже для тех, что не выдержал всего похода, это была драгоценная возможность и импульс ещё больше видеть, думать, в том числе очень близко наблюдать Другого, его ход мышления. А «другие» на курсе Андрея Григорьевича Великанова — это отдельная тема, необыкновенная ценность и редкость учиться среди таких умных, ярких и неординарных людей. (2014)

Злата Понировская
Почему-то уверен, что никто во всем мире, наверное, не умеет лучше Андрея Григорьевича объяснить студентам сложные темы и концепции. Как на лекции к Хокингу ходить, только по философии, а не по физике. Желаю вам попробовать и поступить. (2013)

Я думала, что эти лекции — лучшее по истории философии что можно передать от человека к человеку, без книги. А вчера пересмотрела их еще немножко, и оказалось, что хрен с ней с философией, это просто урок умного гуманизма, любви и сострадания растянутый на год. (2015)

Сергей Киреев
В течение прошедшего года несколько друзей попали под шквал моего плотного рассказа о курсе «Философия искусства». Человек очень часто озвучивает то, что ему важно в текущий момент. Этот курс был для меня очень важным событием, этапом. Бывает, читаешь какую-нибудь книгу и встречаешь удачную формулировку, возникает ощущение, что ты догадывался об этом, знал, но как же ловко эта мысль формализована, как четко она звучит, и теперь, после того как ты встретил в авторе своего единомышленника, ты уже знаешь как можно выстраивать мысль и речь, ты взял на вооружение его схему. Однако, бывает в этой же книге ты встречаешь мысль, которая кажется тебе поверхностной или ошибочной, и тут начинается внутренний диалог, дискуссия с вымышленным собеседником-автором, реконструкция его логики, выстраивание аргументации — это все очень увлекательные и творческие состояния, состояния, которые дают понять что-то новое о мире и о себе. Каждая воскресная встреча этого курса давала смыслы и стимулы для того, чтобы всю неделю в таком состоянии находиться, и так в течение года. Ну а если говорить серьезно, то из курса вы узнаете несколько интимных подробностей из жизни нынешнего короля Франции от Бертрана Рассела, каким предметом Витгенштейн угрожал Попперу, как распознать в себе гамартию и что общего у Луначарского и Геббельса. (2014)

Олег Иванов
...мозги вскрыты, извлечены, проветрены, и переуложены заново, уже без пыли и копоти... Система лекций и домашних заданий эффективнейшим образом переворачивает (или, скорее, выправляет вывихнутое) восприятие не только искусства и культуры, как целостности (осколочности)). Меняется восприятие мгновенных событий происходящего, окружающий мир перестает быть просто и единственно реальным, приобретает сложную многослойную (складчатую)) загадочную интереснейшую структуру сотканную из мифов, вероятностей, закономерностей, совпадений, аналогий... Хожу теперь, смотрю вокруг...и млею. Пока лишь млею, ибо полученные знания требуют глубокого внутреннего усвоения... (2012)

Богдан Кравцов
За один учебный год я представил публике малознакомого человека; доказывал, что жив; принимал участие в конфликте зомби и маньяков, а также в их примирении; анализировал мороз и дождь; пил кровь и не запалился; ел суп из «Капитала» Маркса и малосольные огурцы; разложил разум в спектр эмоций; восторгался дембельскими нарядами; ненавидел всех русских и возмущался государством; восхищенно трепетал, глядя в детский калейдоскоп; раздавал имена деталям головоломки; написал письмо прорицательнице; сравнивал отца и сына Юрия Гагарина; освоил анаморфическое зрение; рыдал перед картиной в музее; составлял силлогизмы и разрешал парадоксы; культивировал рвотный рефлекс; в итоге провел экскурсию по своему ожерелью, за что и удостоился Ордена Кочерги с Ресентиментом и Утками. (2015)

Александр Рудаков
Я благодарен Андрею Григорьевичу за это удивительное приключение — быть его студентом. Но как по телефону объяснить вкус мухомора тому, кто никогда его не пробовал? Со всей очевидностью понимаю, что никакие предупреждения об опасностях не остановят легкомысленных экспериментаторов. Впрочем глубина исследования зависит от них же: от их смелости, любопытства, настойчивости. Поэтому некоторых заденет по касательной, а некоторых сразит в самое сердце. Третьи убегут, не дожидаясь разрушения собственных замков из песка, заодно проклиная и Андрея Григорьевича и тех, кто их предупредил недостаточно убедительно. И наконец, четвертые, которые в танке, может быть, доживут до конца испытания, потому что в танке безопасно, хотя тесно и душно. Поберегите нервы! Тем, кто хочет “прокачаться” по искусству, в другую дверь. Лекции Андрея Григорьевича — это демонстрация метода, особенного взгляда, а не передача академического знания. Именно за новым зрением нужно проситься к Андрею Григорьевичу студентом, почему-то поверив, что вам оно нужно. Но плата за философский камень, если он вам достанется, слишком высока. Вас ждёт выжженное поле собственных стереотипов, потери среди привычного круга общения и судьба оголенного нерва. Не ходите, дети, в Африку гулять! (2015)

андрей великанов > курс "философия искусства"