андрей великанов >
тексты для информационной ленты новости артинфо
> полный техосмотр
Полный техосмотр актуального искусства
Когда Герой Джима Керри в фильме "Маска" получает невероятную возможность
отомстить мошенникам из автосервиса, то он начинает свой экзерсис словами
"Сейчас я вам устрою полный техосмотр!" Складывается такое впечатление, что
полный техосмотр проходит теперь и актуальное искусство. Я говорю о том
романтическом отношении к новым технологиям, которое породило невероятное
количество медиа-художников и соответствующих феcтивалей. Само по себе
использование современных технологий в искусстве можно только приветствовать. Но
я попробую заявить следующее - никакого медиа-арта вообще нет. Объединение
некоторых явлений в искусстве по принципу использования определенных
инструментов было характерно в средние века. Это все равно как выделять в наши
дни особую группу авторов, пишущих масляными красками. Характерный пример -
только что закончившийся берлинский фестиваль
Transmediale - каждый любопытный
зритель, зайдя на их сайт,
может убедиться, что тотальный техосмотр торжествует.
Update 2.0 - неплохая коллекция, представляющая крепкий средний западный уровень
того самого арта. Немного скучно, но в общем понимаешь, что именно на это в
Германии дают деньги, по нашим понятиям, бешенные. Но деньги - бог с ними, все
равно не наши, чего же их делить? Я про техосмотр говорю, но в данном случае я
не могу упрекнуть госпожу Цапп в примитивном технологизме, так характерном для
российских медиа-артистов. Она понимает, что делает, и представляет свою
коллекцию вполне адекватно. И все же техосмотр настолько глубоко укоренен в
сознании современного художника, что от него никуда не деться. Цапп многократно
повторила, что ее интересует проблема тела в виртуальном пространстве и ее
коллекция составлена в основном из работ, относящихся к этой теме. Большинство
работ действительно демонстрировали общение реальных персонажей с виртуальными.
И еще раз повторяю - работы совсем неплохие. И все-таки мне есть в чем упрекнуть
и авторов и куратора. Дело в том, что проблема телесности, все еще модная и все
еще актуальная, как правило, воспринимается и жадно эксплуатируется в таком
ключе, что авторов можно отнести к самим технологическим инструментам и машинам,
которые, получив программу под названием "телесность", отрабатывают ее с
упорством робота.
Дело в том, что проблема телесности, возникшая в философии еще в античности и
развивавшаяся по сложному сценарию, получила в наши дни совершенно определенный
контекст, который и был заимствован современным искусством. Бодрийар и другие
авторы поставили следующую проблему: мы живем в мире, в котором "Бог умер", но,
тем не менее, наше сознание продолжает существовать, как будто он есть. Все дело
в языке: мы говорим, - "я в восхищении!", "как красиво!", и тем самым вводим
себя в состояние религиозного экстаза. Идея была в следующем - попытаться
научить сознание жить, как тело, поскольку тело само по себе - нечто свободное
от запрограммированности языком. В Москве в начале 90-х Валерий Подорога провел
ряд семинаров, посвященных проблеме телесности, и именно это вызвало чудовищную
волну паталогического и вульгарного интереса к телу как объему, заполненному
мясом и костями и завернутого в кожу. Художники раздевались, испражнялись,
кусались, обрадованные легкой возможностью похулиганить с гордым видом
актуального художника, но эфемерные проблемы языка и религиозного сознания
быстро улетучились.
В мире современных технологий все обстоит более презентабельно, но еще более
безнадежно. Так легко соединить в виртуальном пространстве реальное и
виртуальное тело, так легко получить при этом благосклонные кивки двух-трех
кураторов, у которых в головах все также тихо и благостно. Между тем, проблема
латентного религиозного сознания в современном технологическом мире приобретает
совершенно новый аспект - сознание не просто закрепощено языковыми механизмами,
но и вооружено для этого мощными технологиями...