андрей великанов >
тексты для информационной ленты новости артинфо
> две молодости в сан-паулу
Две молодости в Сан-Паулу.
Фоторепортаж с коротким комментарием.
Американские президенты умеют правильно стареть. Красивые благородные седины
покрывают их головы. На парадных снимках они торжественно и вдумчиво смотрят в
глаза каждому простому налогоплательщику. Даже извращенец Клинтон, который
опорочил себя овальным сексом в оральном кабинете, и тот выглядит благородно.
Я вспомнил про этих американских парней, когда увидел в журнале "Артхроника"
статью про то, как Виктор Мизиано и Иосиф Бакштейн актуально и адекватно
представили российское искусство на биеннале в Сан-Паулу. Вот их фотографии из
журнала:
Наши парни выглядят совсем не так, как американские. Во-первых, они
молодятся. Этим фотографиям уже лет пятнадцать, как минимум. Можно, конечно,
считать, что это высокохудожественные произведения, сделанные мастерами (Мизиано
сфотографировал Хельмут Ньютон, а Бакштейна - Владимир Сальников), и с тех пор
никто их более художественно не фотографировал. Где это, собственно, Ньютон
Мизиано сфотографировал? Надо думать, в одном из итальянских музеев, в котором
наш куратор восторженно смотрит на шедевры эпохи Возрождения. На самом деле,
снимок сделан раньше, в музее имени Пушкина, в котором Мизиано работал до
1990-го года, а смотрит он на копию Давида Микеланджело. То, что на Давида,
видно по углу зрения, а то, что на копию, - по удовольствию на лице. Стал бы он
так смотреть на оригинал в век кризиса репрезентации!
Бакштейн строго смотрит в глаза простому художественному налогоплательщику
Сальникову. Вот что сказал Бакштейн (не тогда, когда его фотографировал
Сальников, а теперь) по поводу того, как проходил выбор куратора для экспозиции
в Сан-Паулу: "Когда возникла возможность представить проект, было уже поздно
устанавливать какую-либо легитимную процедуру. Об этом мы честно и сказали на
пресс-конференции, добавив, что сделаем все возможное, чтобы инициировать такую
процедуру в недрах Министерства культуры. Таким образом, дело выглядело так, что
руководство РОСИЗО поручило мне разработать проект российского участия в
биеннале".
Ну что ж, высказывание по своей дипломатичности замечательное и достойно любого
из упомянутых американских президентов. А некоторые из них и не смогли бы так
сказать. Рейган, например, был слишком наивен и прямолинеен, хотя и придумал
удачную метафору - "империя зла" (каковая в этом тексте упомянута случайно, к
Бакштейну и Мизиано отношения не имеет).
И вот что получается, если не следовать примеру президентов и не делать парадные
снимки с благородными сединами. На листке, распространенном галереей Риджина и
озаглавленном "Биеннале в Сан-Паоло, Бразилия. Информация для СМИ", тоже есть
наши друзья. Каким ко мне этот листок попал, таким я его и показываю. Кто-то
пририсовал им серьги к ушам, вероятно, имея в виду, что они эдакие
пираты-бандиты. Они, довольные, показывают Альфонсу Хюгу, директору биеннале,
"дерзкие, свежие, разрушающие все существующие каноны произведения", как он и
ожидал от русских. Старина Хюг не любит "искусство слишком мозгляческое, то есть
концептуальное", и предупреждает друзей из Москвы, что бразильцы - они такие,
"тема секса занимает в их жизни первостепенное место". Улыбка на лице Бакштейна
свидетельствует о том, что именно в этот момент он рассказывает о самом большом
достижении в его кураторской жизни - как "работники фотолаборатории, которые
должны были просто сделать дубли со слайдов Олега [Кулика],
сочли их порнографией и сдали в полицию."
Вот это успех! Ради таких минут и стоит жить! Ради таких моментов и надо
чувствовать себя вечно молодым. Мизиано тоже рад (видно по спине), говорит что
вкусы Хюга хороши: "Они совсем не противоречат вкусам моим и моих художников".