![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() english ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
ARGUMENTUM AD DEUS Впервые напечатано в журнале "Sleipnir", №6, 1995, Берлин (под заголовком "Разговор с ангелом")
Согласно общепринятой географическо–политической теории планета Земля является круглым шаром, поверхность которого разделена на отдельные участки, называемые государствами. На этих участках живут люди, тождественные друг другу биологически и более или менее равные друг другу в своих правах, потребностях, возможностях и т.д. Тот факт, что эта теория подтверждается, когда путешествуешь на автомобиле, поезде или самолете в непрерывном, неразрывном пространстве – не более, чем иллюзия. На самом деле не было в истории человечества более глупого и ошибочного представления. Древняя космогоническая система, в которой плоская земля покоится на слонах, китах, черепахах и других больших симпатичных животных при всей своей логической несогласованности гораздо более импонирует мне, чем современная тупая теория. Картинка в старинном учебнике астрономии, где путешественник, дойдя до конца света, просовывает голову в небесную сферу и наблюдает движение незнакомых светил и комет, вызывает у меня священный трепет. Почему? Да потому что социальные отношения, национальные, ментальные и культурные различия создают в нашем мире настолько сложную космогоническую систему, что для ее восприятия совершенно недостаточно обычного человеческого глаза, как оптически-физиологической системы (лучи света преломляются в хрусталике, создают перевернутую картинку на дне глазного яблока, изо рта при этом капает слюна). Совершенно недостаточно также для приведения мира к “плоской” шарообразной банальности наличие двух толстых, высоких и недалеких политиков – Ельцина и Коля, – встретившихся у очередного ментального барьера и с нелепыми улыбками пожимающих друг другу руки. Итак, каков же мир на самом деле? Мой ответ на этот вопрос прост и убедителен: не знаю! Быть может наши далекие потомки изобретут какую-нибудь четырехмерную, 128-ми уровневую космогоническую систему, пока же остается только, вылупив глаза, смотреть на мир с чувством непреходящего изумления. Одно мне совершенно ясно: Россия и Германия совсем не находятся на поверхности одного и того же геометрического тела. Когда в разговоре с каким-нибудь немецким интеллектуалом мне случается процитировать Библию и я слышу в ответ: “Да, да, мы знаем, вы все там в России очень религиозны...”, то я понимаю, что моя страна лежит где-то за сказочными лесами, электронными бурями, другими галактиками. Это только иллюзия, что самолет Аэрофлота, летя из Москвы в Берлин, сжигает тонну керосина и перемещается в эвклидовом пространстве на две тысячи километров. На самом деле сложные технические устройства проталкивают его через черные дыры и проносят его через пространственные спирали. Эйнштейновский наблюдатель при этом съедает завтрак, выкуривает пять сигарет и полчаса непринужденно беседует с соседкой о современном искусстве. Сознавая свою полную космогоническую несостоятельность, предлагаю, тем не менее, сделать нечто, что хоть в какой то мере поможет осознать нелепость современной географической теории. Представьте себе некий видимый разрыв в мироздании, к которому добродушный немецкий бюргер сможет подойти, заглянуть в другой мир и, пожимая плечами и позевывая, пойти дальше. Современные технологии и коммуникационные системы делают это вполне реальным, хотя, к сожалению такая возможность называется всего лишь скучным и банальным словом “видеоинсталляция”. Итак, телевизор помещается в небольшую пирамиду таким образом, что экран направлен вверх. В верхней части пирамиды находится отверстие, так что можно видеть изображение и слышать звук. Фильм, который демонстрируется внутри пирамиды – это видеосъемка литургии в самом большом в настоящий момент православном храме в Москве, – Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. Камера находилась под куполом, объектив был направлен вниз (съемка была проведена в августе 1995-го года). Таким образом, верующие, которые обращаются к Богу, обращаются тем самым и к зрителю моей инсталляции, который происходящее в церкви может наблюдать где-то внизу, у себя под ногами. Вопрос о том, сможет ли зритель исполнить их желания, в компетенцию автора не входит. Конечно, скромные масштабы и дешевое исполнение “дыры в другой мир” могут возмутить иного зрителя, привыкшего к фундаментальным и дорогим проектам. Мне ничего другого не остается, как сказать ему: “Станьте моим спонсором!”, а уж потом ух как можно развернуться. На самом деле нужно закопать штук 20 больших телевизоров в землю, так чтобы экраны были вровень с красивым газоном, и устроить прямую передачу из России в Германию, не обязательно из церкви, но обязательно, чтобы камеры смотрели сверху вниз. И наоборот, какую-нибудь площадь в Германии, например Alexandrplatz нужно сделать стеклянной и установить под стеклом камеры, а в России где-нибудь, например в парламенте, пусть депутаты задирают головы и видят, что над ними ходят и благожелательно вниз поглядывают вежливые немцы. Тот факт, что я все время загоняю Россию в преисподнюю, вероятно, возмутит другого зрителя. С какой стати, действительно, все должно быть, наверное, наоборот. Но я уже перед возмутившимся зрителем извинился, когда признал свою полную космогоническую несостоятельность. Москва, Берлин, 1995 андрей великанов - antiutopia - статьи и эссе 1995-96 |