Курс «Философия искусства» представляет собой дискуссионную площадку для обсуждения проблем философии, искусства и культуры. Группа участников формируется летом каждого года на основе добровольного желания участвовать в ней и демонстрации необходимого уровня подготовки. В течение курса каждый участник занят как самостоятельной работой по изучению различных материалов, так и коллективными исследовательскими проектами.
Цель курса — знакомство с философскими концепциями, непосредственно повлиявшими на искусство и определившими принципиально различные модели культуры. Современное творчество не может быть наивным, опирающимся лишь на личную интенцию автора, но требует знаний, умения мыслить и понимать контекст. Учиться этому можно у тех философов и художников, которые выдвигали яркие идеи, ставили сложные задачи, спорили друг с другом и оставили нам богатейший корпус текстов. Лекции А.Г.Великанова представляют собой только основу теоретических знаний и не являются обязательной рекомендацией интерпретировать явления и концепции определенным образом. Особая часть курса — предложенные самостоятельные упражнения, которые помогают освоить сложный материал и научиться владеть логикой, иметь представление о языках различных философских и художественных теорий и практик, уметь самостоятельно анализировать тексты, произведения искусства и разнообразные явления с точки зрения различных философских идей.
Большое внимание будет уделено разработке творческого метода, который основан не на самовыражении и не на форме представления произведения, а на стремлении к авторскому взгляду, к внимательному наблюдению, анализу и поиску взаимосвязей явлений. Современная культура часто требует от художника любым способом выделиться, стать заметным. Вопреки этому предлагается быть видящим, это гораздо важнее, чем быть видимым. Студентам курса предстоит самостоятельная работа по решению следующих задач: воспринимать и понимать события и явления, построить свое собственное взаимоотношение с культурой, и при этом не раствориться в контексте, но выработать личную границу и язык общения с окружающим миром.
В любой школе, ремесленной, научной, творческой, всегда ставится цель освоить некоторый комплекс знаний и навыки определенной профессии. В любой школе предлагают стать "кем-то". В дискуссионной группе Великанова предлагают стать собой. Это значит, что пройдя сложный путь знакомства с философскими идеями, споров на разнообразные темы, а также самостоятельных размышлений и упражнений, вы неминуемо столкнетесь с проблемами идентификации самого себя, своих желаний, потребностей. Для некоторых эта встреча бывает болезненной, травмирующей и даже недостижимой. Для других это прекрасная возможность обрести не только себя, но и научиться коллективному зрению и пониманию. Философия, культура, искусство служат тем полем возможностей, в котором мы можем реализовать себя.
Для кого
Наиболее комфортно в группе себя чувствуют те, кто считает искусство одним из важнейших способов познания. При этом они имеют право называть искусством все, что угодно. Отсюда следует, что нужна определенная свобода мышления, по крайней мере, стремление к ней. Данный курс точно не подходит тем, у кого основная цель — занять свое место в определенной профессиональной или академической среде. Это не значит, что группа будет состоять из любителей-одиночек, но значит, что вы неминуемо выработаете у себя потребность в самостоятельном восприятии и мышлении. А если вам это сделать не захочется, то скорее всего вы покинете группу по собственному желанию.
Главное требование — определенный творческий опыт и собственный творческий проект (реализуемый или только планируемый). В качестве такового может быть художественный или кураторский проект в любом жанре, научное исследование в гуманитарной области (дипломный проект, статья, диссертация), журналистская работа на заданную тему, образовательный проект и т.д. Специальное образование не требуется, но очень желательна общая эрудиция — широкий круг чтения, интерес к художественным практикам, кино, архитектуре и музыке. Предполагается, что желающие прийти на курс знакомы с идеями Великанова, — например, посещали отдельные его лекции, читали тексты, и теперь ждут от него помощи и консультаций в конкретных проектах. О других условиях участия смотрите
здесь.
Формат работы
В 2024/25 году занятия будут проходить онлайн. Предусмотрено 36 семинаров с сентября по май (один раз в неделю, по воскресеньям с 16-00 до 21-00). Каждое занятие состоит из предварительной беседы, открывающей очередную тему, обсуждений домашних заданий, выступлений студентов и последующих дискуссий. Участники группы в промежутках между очными встречами заняты активной самостоятельной и коллективной работой. Предполагается, что они потратят довольно много времени и сил в течение всего года, — лекции, семинары, домашние задания, письменное общение в группе. Для того, чтобы не выпасть из процесса коллективной работы, необходимо будет заниматься по нескольку часов каждый день. Кроме плановых занятий в начале курса организуется собеседование с поступающими, в конце — защиты курсовых проектов.
Как проходят занятия
Основным курсом лекций является теоретический курс А.Г.Великанова
"Философия искусства", прочитанный в 2014-15. Для участников группы будет организован последовательный просмотр записей этих 32-х лекций. Темы этих лекций будут также обсуждаться на семинарах.
Темы занятий
1. Школа и пропедевтика. Терминология. Язык искусства.
2. Методология теории искусства. Моррис Витц. Клемент Гринберг. Розалинд Краусс.
3. Дональд Прециози — семиотическая теория искусства. Первобытное искусство. Организация архива. Паноптикон. Анаморфическое зрение.
4. Миф и логос. Субъект, индивид, личность. Рождение философии.
5. Античная философия. Натурфилософы. Элеаты. Сократ.
6. Платон. Универсум эйдосов. Миф о пещере. Платон об искусстве. Карл Поппер о Платоне.
7. Аристотель. Категории. Логика. Поэтика. Метафора. Метафизика. Мимесис.
8. Вера и знание. Агностицизм. Фома Аквинский. Проблема универсалий.
9. Новое время. Утопия. Томас Мор. Томмазо Кампанелла.
10. От Декарта до Руссо. Рационализм и эмпиризм. Классицизм и барокко.
11. Баумгартен. Эстетика. Иммануил Кант. Критика способности суждения. Красота, прекрасное, возвышенное.
12. Пророки модернизма — Гегель, Шопенгауэр, Ницше. Ресентимент.
13. Модернистские художественные практики. Психологизм и антипсихологизм. «Победа над солнцем».
14. Казимир Малевич. Художник, теоретик искусства, философ.
15. Модернистские музыкальные манифесты. Баухаус. Искусство и безумие. Entartete Kunst.
16. Абсолютный авангард. Тоталитарная эстетика. Борис Гройс, «Gesamkunstwerk Stalin».
17. Неклассическая философия. Русский космизм. Николай Федоров. Философия общего дела.
18. Зигмунд Фрейд. Психоанализ.
19. Марксизм и неомарксизм. Франкфуртская школа. Вальтер Беньямин, «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости».
20. Семиотика и структурная лингвистика. Фердинанд де Соссюр. Структурализм. Клод Леви-Стросс. Ролан Барт. Жак Лакан.
21. Рассел. Витгенштейн. Поппер. Логический позитивизм. Континентальная и аналитическая философия. Лингвистический поворот.
22. Искусство после философии. Бойс, Уорхол, Кошут.
23. Эдмунд Гуссерль. Мартин Хайдеггер. Жорж Батай.
24. Смерть субъекта и смерть автора. Париж 1968. Ги Дебор. Общество спектакля.
25. Язык архитектуры постмодернизма. Роберт Вентури. Чарльз Дженкс. Вернакуляр.
26. Жан-Франсуа Лиотар. Постмодернистское состояние. Метанаррация. Легитимация знания.
27. Жиль Делез, Феликс Гваттари — «Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения». Ризома, машины желания, тело без органов.
28. Жиль Делез об искусстве. Жак Деррида — "Фармация Платона". Деконструкция.
29. Жан Бодрийяр. Гиперреальность. Симулякр. Симуляция. Имплозия масс. Пустой знак.
30. Спекулятивный реализм. Квентин Мейясу, Рэй Брассье, Грэм Харман.
31. Феминизм. Интерсекциональность. Постколониальная теория. Постсекуляризм.
32. Современные философские концепции — рекомендации к самостоятельному изучению.
Семинары
Данный курс не является предложением получить готовое знание. Каждой рассматриваемой проблеме будет приурочено необычное домашнее задание, которое позволит слушателям не только понять тему рационально, но и ощутить ее чувственно, эмоционально. Одинаковых, правильных решений этих заданий быть не может, поэтому обязательно возникнут бурные дискуссии, которые послужат питательной средой для дальнейших размышлений. В результате каждый участник может сформировать собственную систему понимания взаимосвязи культурных явлений.
Обсуждение рекомендованных самостоятельных упражнений — всего лишь небольшая часть семинаров. Студенты группы делают доклады, после которых проходят дискуссии. В конце курса — защита курсовых проектов.
Ольга Алексеенко. Защита курсового проекта.
Время неопределенное настоящее. 28.05.2014.
Богдан Кравцов. Защита курсового проекта.
Серия, коллекция, цикл. 24.05.2015.
Подробно про условия участия
velikanov.ru >> Философия искусства. Очный курс 2019/20
^ Наверх
© А.Г.Великанов, 1998 —
2024