Бертран Рассел
История западной философии
Оглавление книги
<< Предыдущий раздел
Следующий раздел >>
Книга первая. ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ
Часть первая. ДОСОКРАТИКИ
Глава VII
АФИНЫ В ОТНОШЕНИИ К КУЛЬТУРЕ
Величие Афин начинается в период между двумя персидскими
войнами (490 и 480-479 годы до н.э.). До этого великих
людей порождала Иония и Великая Греция (греческие города
Южной Италии и Сицилии). Победы Афин над персидским царем
Дарием при Марафоне (490 год до н.э.) и соединенного
греческого флота под афинским руководством над его сыном и
преемником Ксерксом (480 год до н.э.) создали им громадный
престиж. На островах и на части побережья Малой Азии против
персов восстали ионийцы, и после того, как персы были
изгнаны с греческого материка, они были освобождены
Афинами. Спартанцы, которые заботились только о своей
собственной территории, не принимали в этом участия. Афины,
таким образом, стали господствующим членом в союзе против
персов. На основе устава союза всякое государство-участник
было обязано или поставлять определенное количество
кораблей, или возмещать их стоимость. Большинство избрало
последнее, так что Афины приобрели морское превосходство
над союзниками и постепенно превратили союз в афинскую
империю. Афины стали богатым городом, преуспевающим под
мудрым руководством Перикла, который управлял на основе
свободных выборов в течение почти 30 лет, до своего падения
в 430 году до н.э.
Век Перикла был самым счастливым и самым славным
временем в истории Афин. Эсхил, который участвовал в
персидских войнах, был зачинателем греческой трагедии. Одна
из его трагедии "Персы", в которой он, порвав с
обычаем брать гомеровские сюжеты, повествует о поражении
Дария. За ним вскоре последовал Софокл, а за Софоклом
Еврипид, который, однако, застал мрачные дни пелопонесской
войны, последовавшей за падением и смертью Перикла. Он
отразил в своих пьесах скептицизм более позднего периода.
Его современник, поэт Аристофан, писавший комедии,
высмеивает всякие "измы" с точки зрения дюжего и
ограниченного здравого смысла, в частности он подвергает
поношению Сократа как человека, который отрицает
существование Зевса и пробавляется бесовскими и
псевдонаучными мистериями.
Афины были захвачены Ксерксом, а храмы на Акрополе
уничтожены пожаром. Перикл посвятил свою деятельность их
реконструкции. Им были построены Парфенон и другие храмы,
руины которых сохранились и ныне поражают наше воображение.
Скульптор Фидий был нанят государством, чтобы создать
колоссальные статуи богов и богинь. В конце этого периода
Афины стали самым прекрасным и великолепным городом
эллинского мира.
Геродот отец истории, происходивший из
Галикарнаса в Малой Азии, но живший в Афинах,
получил поддержку со стороны афинского государства и дал
описание персидских воин с афинской точки зрения.
Достижения Афин в эпоху Перикла, быть может, самая
удивительная вещь во всей истории. До этого времени Афины
отставали от многих других греческих городов. Ни в
искусстве, ни в литературе они не дали ни одного великого
человека (исключая Солона, который был главным образом
законодателем). И вдруг под влиянием победы и богатства, а
также из-за необходимости реконструкции архитекторы,
скульпторы и драматурги, оставаясь до сих пор
непревзойденными, создали произведения, которые определили
будущее [развитие этих искусств] вплоть до наших дней. Это
станет еще более удивительным, когда мы примем во внимание
немногочисленность участвующего в этом деле населения.
Около 430 года до н.э. Афины имели максимальное население,
которое исчислялось, как оценивают, примерно в 230 тысяч
человек (включая рабов); население окружающей Афины
сельской Аттики, вероятно, несколько уступало в численности
населению города. Никогда, ни до, ни после афинян, ни одно
государство, приближающееся к афинскому по количеству
населения, не говоря уже о занимаемой им площади, не было в
состоянии создать произведения искусства столь высокого
совершенства.
В философии Афины дали только двух великих людей:
Сократа и Платона. Платон принадлежит к несколько более
позднему периоду, но молодость и ранние годы зрелости
Сократа приходятся на эпоху правления Перикла. Афиняне в
достаточной мере интересовались философией, чтобы с
жадностью слушать учителей из других городов. На софистов
был большой спрос со стороны молодых людей, желавших
учиться искусству ведения спора. В "Протагоре" платоновский
Сократ дает замечательные сатирические описания пылких
учеников, ловящих на лету слова знаменитого гостя. Перикл,
как мы увидим далее, призвал в Афины Анаксагора, от
которого Сократ, как он сам признает, усвоил идею о
первенстве духа в творении.
Большинство платоновских диалогов, по замыслу их
создателя, относится ко времени Перикла и рисует
привлекательную картину жизни богатых. Платон принадлежал к
аристократической афинской семье, он был воспитан в
традициях того периода, который предшествовал времени,
когда война и демократия разрушили богатство и безопасность
высших классов. Описываемые им молодые люди, перед которыми
не стояла необходимость работать, большую часть своего
досуга проводили в занятиях наукой, математикой и
философией; они почти наизусть знали Гомера и были
критическими ценителями достоинств профессиональных
декламаторов в поэзии. Позднее было открыто искусство
дедуктивного рассуждения, которое во всех областях знания
способствовало появлению новых теорий, как истинных, так и
ложных. В тот век можно было, как в немногие другие века,
быть как счастливым, так и разумным, а также счастливым
благодаря разумности.
Но равновесие сил, породившее этот Золотой век, было
непрочным. Угрозы ему исходили, как изнутри, так и извне:
изнутри со стороны демократии, извне со
стороны Спарты. Чтобы понять, что произошло после Перикла,
мы должны коротко рассмотреть раннюю историю Аттики.
Аттика в начале исторического периода была маленьким
самостоятельным земледельческим районом. Ее столица, Афины,
была небольшим городом, но в составе его населения
постоянно увеличивался слой ремесленников и искусных
мастеров, которые стремились сбывать свою продукцию за
границей. Постепенно обнаружилось, что более доходно
производить вино и оливки, чем зерно, а зерно ввозить,
главным образом с побережья Черного моря. Этот род занятий
требовал больше средств, чем хлебопашество, и мелкие
фермеры залезли в долги. В гомеровский период Аттика, как и
другие города-государства Греции, имела монархический образ
правления, но монарх стал просто религиозным деятелем без
политической власти. Власть перешла в руки аристократии,
подавлявшей как сельских земледельцев, так и городских
ремесленников. В начале VI столетия Солоном было
осуществлено компромиссное преобразование в интересах
демократии; и большинство его мероприятий пережило
последовавшую затем эпоху тирании Писистрата и его сыновей.
К концу этого периода аристократы, как противники тирании,
начали выступать за демократию. До падения Перикла
демократические движения приводили к власти аристократию,
как это было позже в Англии XIX века. Но под конец жизни
Перикла вожди афинской демократии начали требовать большего
участия в политической власти. В то же время его
империалистическая политика, с которой было связано
экономическое процветание Афин, вызвала усиливающиеся
трения со Спартой, приведшие в конце концов к
Пелопоннесской войне (431-404 года до н.э.), в которой
Афины потерпели полное поражение.
Несмотря на политическое крушение, престиж Афин
продолжал сохраняться, и на протяжении почти целого
тысячелетия центр философии находился там. Александрия
превзошла Афины в математике и в науке, но Аристотель и
Платон принесли Афинам первенство в философии. Академия,
где учил Платон, пережила все остальные школы; она
продолжала существовать в качестве острова язычества в
течение двух столетий после того, как Римская империя
обратилась в христианство. Наконец, в 529 году н.э. она
была закрыта религиозным фанатиком Юстинианом, и в Европе
наступили века мрака.
velikanov.ru >> Библиотека. Бертран Рассел. История западной философии
Следующий раздел >>> ^ Наверх
© А.Г.Великанов, 1998 —
2024