Бертран Рассел
История западной философии
Оглавление книги
<< Предыдущий раздел
Следующий раздел >>
Книга третья. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Часть первая. ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДО ЮМА
Глава I
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Духовный облик, присущий периоду истории, который обычно
называют Новым временем, во многих отношениях отличается от
духовного облика периода средневековья. Из этих
отличительных черт наиболее важны две: падение авторитета
церкви и рост авторитета науки. С этими двумя чертами
связаны и другие. В культуре Нового времени светские
элементы преобладают над элементами церковными. Государства
все более и более заменяют церковь как орган управления,
контролирующий культуру. Бразды правления народами
находятся на первых порах в основном в руках королей; в
дальнейшем, подобно тому, как это было в древней Греции,
короли постепенно заменяются демократиями или тиранами.
Власть и компетенция национальных государств неуклонно
возрастают в течение всего периода (не считая некоторых
незначительных колебаний), но на протяжении большей его
части государства оказывают меньшее влияние на воззрения
философов, чем церковь в средние века. Феодальная
аристократия, которой к северу от Альп до XV века удавалось
успешно противостоять центральным правительствам,
утрачивает сначала политическое, а затем и экономическое
значение. Она заменяется союзом короля с богатыми купцами,
которые в разных странах в разной пропорции делят между
собой власть. Наблюдается тенденция к переходу богатых
купцов в ряды аристократии. Со времени американской и
французской революций значительной политической силой
становится демократия (в современном смысле слова).
Социализм в противоположность демократии, основанной на
частной собственности, впервые становится государственной
силой в 1917 году. Однако очевидно, что эта форма правления
в случае своего распространения должна принести с собой и
новую форму культуры: культура, который мы будем касаться,
является в основном "либеральной", то есть принадлежит к
тому типу, который наиболее естественным образом связан с
торговлей. Правда, есть и важные исключения, особенно в
Германии: мировоззрение Фихте и Гегеля, ограничиваясь двумя
примерами, совершенно не связано с торговлей. Однако
подобные исключения не типичны для их века.
Отвержение церковного авторитета, являющееся негативной
характерной чертой новой эры, начинается раньше, чем
принятие авторитета науки, составляющее ее позитивную
характерную черту. В итальянском Возрождении наука играла
весьма небольшую роль; оппозиция церкви связывалась в умах
людей с античностью и искала себе опоры неизменно в
прошлом, но в прошлой более далеком, чем времена ранней
церкви и средних веков. Первым серьезным вторжением науки
явилось опубликование теории Коперника в 1543 году: однако
влияние эта теория приобрела лишь с того времени, когда она
была подхвачена и усовершенствована Кеплером и Галилеем в
XVII веке. Это было началом длительной войны между наукой и
догмой, в которой традиционалисты вели безнадежную борьбу
против нового знания.
Авторитет науки, признаваемый большинством философов
новой эры, весьма существенно отличается от авторитета
церкви, ибо он является по своему характеру
интеллектуальным, а не правительственным. Никакие кары не
обрушиваются на головы тех, кто отвергает авторитет науки;
никакие соображения выгоды не влияют на тех, кто его
принимает. Он завоевывает умы исключительно присущим ему
призывом к разуму. Другой чертой, отличающей авторитет
науки, является то, что он как бы соткан из кусков и
частичек, а не представляет собой, подобно канону
католической догмы, цельной системы, охватывающей
человеческую мораль, человеческие надежды, прошлую и
грядущую историю Вселенной. Авторитет науки высказывает
свое суждение только о том, что в данный момент
представляется научно установленным, а это составляет лишь
крошечный островок в океане неведения. Авторитет науки еще
в одном отношении отличается от церковного авторитета,
который провозглашает свои суждения абсолютно верными и
неизменными во веки веков: суждения науки являются
опытными, делаются на основе вероятностного подхода и
признаются подверженными процессу изменения. Это порождает
склад ума, весьма отличный от склада ума средневекового
догматика.
До сих пор я говорил о теоретической науке,
представляющей собой попытку познать мир. С самого начала
важное значение приобрела и практическая наука,
представляющая собой попытку изменить мир, и это значение
неуклонно возрастало, пока она почти совершенно не
вытеснила в умах людей науку теоретическую. Практическое
значение науки было впервые признано в связи с войной;
Галилей и Леонардо добились должностей на службе
государства своими проектами усовершенствования артиллерии
и фортификационного искусства. Начиная со времени Галилея и
Леонардо, роль ученых в войне неуклонно возрастала. Только
позднее они начали играть роль в развитии машинного
производства и во внедрении в широкое пользование населения
сначала пара, а затем электричества, причем значительные
политические результаты всего этого начали обнаруживаться
лишь с конца XVIII века. Наука восторжествовала главным
образом благодаря своей практической полезности, и на этой
почве возникла попытка отделить данный аспект от аспекта
теоретического, делая, таким образом, науку все более и
более техникой и все менее и менее доктриной, объясняющей
природу мира. Проникновение этой точки зрения в среду
философов относится к самому недавнему времени.
Освобождение от авторитета церкви привело к росту
индивидуализма вплоть до анархизма. Дисциплина
интеллектуальная, нравственная и политическая
связывалась в умах людей Возрождения со схоластической
философией и церковной властью. Аристотелевская логика
схоластов была ограниченной, но она приучала к известного
рода точности. Когда эта школа логики была отвергнута как
устаревшая, она была заменена на первых порах не чем-то
лучшим, а лишь эклектическим подражанием античным образцам.
Вплоть до XVII столетия в области философии не было создано
ничего значительного. В Италии XV века царила ужасающая
нравственная и политическая анархия, явившаяся той почвой,
на которой выросли доктрины Макиавелли. В то же время
освобождение от духовных оков привело к изумительному
раскрытию человеческого гения в области искусства и
литературы. Однако такое общество неустойчиво. Реформация и
Контрреформация, а также покорение Италии Испанией,
положили конец итальянскому Возрождению со всем, что в нем
было хорошего и дурного. Когда движение распространилось к
северу от Альп, оно не носило такого анархического характера.
Тем не менее, философия Нового времени сохранила по
большей части индивидуалистические и субъективные
тенденции. Это весьма явственно выражается в философии
Декарта, которая всякое познание ставит в зависимость от
достоверности своего собственного существования, а
критериями истины считает ясность и отчетливость
(понимаемые в субъективистском смысле). Не так заметно это
в философии Спинозы, но вновь появляется в лишенных окон
монадах Лейбница. Локку, человеку исключительно
объективного темперамента, против своей воли приходится
отстаивать субъективистскую доктрину, согласно которой
познание заключается в согласии и несогласии идей,
воззрение, столь противное ему, что он избегает его ценой
кричащих противоречий. Беркли, уничтожив материю, спасается
от полного субъективизма только тем, что прибегает к Богу,
что большинство последовавших за ним философов считало
недопустимым. В философии Юма эмпирическая философия
получила свое высшее развитие в скептицизме, который никто
не может опровергнуть и никто не может принять. Кант и
Фихте были субъективистами и по темпераменту и по
философским воззрениям; Гегель спасся от субъективизма при
помощи влияния Спинозы. Руссо и романтическое движение
распространили субъективизм с теории познания на область
этики и политики, что логически завершилось полным
анархизмом бакунинского толка. Эта крайняя разновидность
субъективизма является формой безумия.
Между тем наука, ставшая техникой, утверждала в людях
практики взгляд на мир, совершенно отличный от любого
взгляда на мир, который можно обнаружить у теоретических
философов. Техника принесла с собой ощущение власти:
человек ныне в значительно меньшей степени находится во
власти окружающего его мира, чем это было в прошлом. Однако
власть, которую принесла нам техника, носит общественный, а
не индивидуальный характер; средний индивидуум, выброшенный
кораблекрушением на необитаемый остров, в XVII веке добился
бы большего, чем он мог добиться ныне. Научная техника
требует сотрудничества многих индивидуумов, организованных
под единым руководством. Поэтому тенденции ее развития
направляются против анархизма и даже против индивидуализма,
ибо она требует крепко сколоченной общественной структуры.
В отличие от религии научная техника в этическом отношении
нейтральна; она вселяет в людей уверенность в том, что они
в состоянии творить чудеса, но не указывает им, какие
чудеса следует творить. В этом заключается ее неполнота. На
практике цели, для достижения которых прилагается научное
искусство, зависят в значительной степени от случая. Люди,
стоящие во главе гигантских организаций, которые вызывает к
жизни научная техника, могут в известных пределах
направлять ее по своему усмотрению в ту или иную сторону.
Таким образом, импульс власти приобретает размах, которого
он никогда прежде не имел. Философские системы,
вдохновленные научной техникой, являются
философскими системами власти и склонны рассматривать все
нечеловеческое лишь как сырой материал. Конечные цели более
не принимаются во внимание; ценится только мастерство
процесса. Это также является формой безумия. В наши дни эта
форма является наиболее опасной, и именно против нее
здравая философия должна предложить противоядие.
Античный мир смог прекратить анархию в Римской империи,
но Римская империя была грубым фактом, а не идеей.
Католический мир искал выхода их анархии в церкви, которая
была идеей, но никогда не получила достаточного воплощения
в факте. Ни античное, ни средневековое решения не были
удовлетворительными: первое потому, что оно не могло
быть идеализировано, второе потому, что оно не могло
быть актуализировано. Современный мир, по-видимому,
движется по направлению к решению, подобному античному:
социальный порядок, утверждаемый силой и представляющий
скорее волю власть имущих, чем чаяния рядовых людей.
Проблему длительного и удовлетворительного социального
порядка можно решить, лишь соединив основательность Римской
империи и идеализм "града божьего" св. Августина. Для
достижения этого потребуется новая философия.
velikanov.ru >> Библиотека. Бертран Рассел. История западной философии
Следующий раздел >>> ^ Наверх
© А.Г.Великанов, 1998 —
2024