![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() english ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() Немецкая журналистка Сабине Арнольд сняла фильм про Андрея и Юлию Великановых для франко-немецкого канала ARTE. Вверху - кадры из фильма. (23 февраля 2001 в квартире Великановых). Вопросы и ответы. Sabine Arnold: В ваших работах часто употребляется слово Юкст. Как его понимать? Андрей Великанов: Одна из основных тем, которой мы занимаемся, это информационная сущность современного мира. Я думаю, что в той сложной обстановке информационного шторма, в которой мы находимся, переизбытка информация, человек теряет право на авторское высказывание и на собственную уникальность. Мы все становимся зависимы от гигантского информационного поля, которое промывает нам мозги с детства и до старости. И если художник пытается достать из своей души что-то сокровенное, лишь ему присущее, то неожиданно оказывается, что его высказывание тождественно какой-нибудь банальной телерекламе. Мы в своих исследованиях изобрели модель, объясняющую с некоторой степенью иронии данную ситуацию. Мы говорим, что современный мир находится под властью нового виртуального Бога, который тождественен всему многообразию информационных потоков, он и есть сама информация. Мы назвали его Юкст, поскольку в одном из русских переводов Фуко слово juxtaposition было нелепо переведено как "позиция Юкста", как будто Юкст - это философ, портрет которого висит где-то между Аристотелем и Платоном. Вот этот несуществующий Бог, который, вместе с тем, обладает абсолютной властью в современном мире, и есть Юкст. S.A.: Как из слов "Нечеловеческая музыка" получился клип? А.В.: Ленин вообще является одним из моих любимых персонажей, можно сказать, что это мой логотип. Через 80 лет после смерти он продолжает играть роль мощной медиальной конструкции. Кроме того, он один из хороших символов модернизма. Не случайно модернизм в искусстве отождествляют с тоталитаризмом в политике. Его фраза, сказанная по поводу музыки Бетховена, неожиданным образом отсылает нас к нечеловечности (или бесчеловечности) и искусства и истории 20-го века. Поэтому клип и демонстрирует, как Ленин просыпается в Мавзолее, превращается в художника и произносит "Нечеловеческая музыка". S.A: Почему ты занимаешься нет-артом? Что в нет-арте искусство, что техника? А.В.: Для меня Интернет и Сеть - совершенно разные понятия. Интернет - это технологическая система, это компьтеры, роутеры, сервера, ip-адреса, html-код и так далее. И есть соответствующее искусство, которое использует интернет как инструмент. Мне это не очень интересно. Для меня Сеть - это понятие, которое вообще не имеет отношения к компьютерам. В свете нашей теории современного информационного мира Сеть - это совокупность субъектов, связанных в единую систему, причем это не обязательно люди. Юлия Великанова: Иронизируя, мы говорим, что у каждого человека в голове есть такая маленькая коробочка, которая передает на центральный пункт управления информацию о ее владельце, а взамен получает управляющие импульсы. Эта модель, несмотря на то, что она выглядит совершенно антиутопически, часто очень хорошо объясняет то, что происходит вокруг. Наши проекты - это исследование данной ситуации методами современного искусства. А.В.: Мы смотрим на эту проблему остраненно, как говорил Шкловский, мы ставим ее в непривычную ситуацию. Но сам Интернет является хорошей технологической моделью современного мира, поэтому мы используем его для того, чтобы поселить в нем наши работы. Но, с другой стороны, я делал сетевые проекты, еще до того, как появился Интернет. Самый известный пример - акция "Бассейн Москва". S.A.: Ты говоришь о глобальной коммуникации. Уверен ли ты, что тебя понимают? А.В.: Я сомневаюсь, что мы С Юлей как два соавтора понимаем друг друга, что уж там говорить о глобальной коммуникации. Тотальное непонимание друг друга - это вообще знак времени. Мы исследуем информационный мир, но говорить о том, что мир принимает нас с благодарностью, нельзя. Вообще, наши исследования с некоторой точки зрения являются агрессивными и унижающими человеческое достоинство, поэтому относиться к нам с особой любовью было бы нелепо. Кроме всего прочего, несмотря на то, что Интернет - единая система и сообщения долетают до любой точки с минимальным интервалом времени, существует проблема языковых барьеров. Русскоязычный интернет, так называемый Рунет, отделен от англоязычного, так же как и от испаноязычного, довольно прочным забором. S.A.: Кто является потребителем вашего искусства, кто вам отвечает? Ю.В.: У нас есть много поклонников, в основном среди молодых людей, которые с удовольствием пользуются нашими работами, воспринимая их как произведения искусства. Некоторых мы знаем лично и благодарны им за поддержку. Многие медиа-фестивали показывают наши работы, за последние два года мы насчитали около тридцати, таким образом, они тоже отвечают нам. Но есть совершенно особая категория людей.. это те, кто попадается на наши удочки. Например, в первый день существования "Системы обработки врага" кто-то сделал несколько тысяч кликов по портрету того, кого он ненавидел. Вот блестящее подтверждение существования пресловутой коробочки. S.A.: Есть ли родина у нет-артиста? А.В.: Я бы с удовольствием поддержал модную тему, что интернет является новым гусударством и многие чувствуют свою принадлежность к нему. Но я себя к таким не причисляю. Моя родина по-прежнему Россия, хотя и часто боюсь эту страну и иногда считаю ее чудовищным порождением. Мне также бывает стыдно, что я русский, но все-таки моя родина - Россия. Моисей водил евреев 40 лет по пустыне, считая себя недостойным войти в землю обетованную. Все ждали, пока он умрет. Может быть, мой сын будет называть Интернет своей родиной... S.A.: Нет-арт - будущее искусства? А.В.: Опять же, в каком смысле нет-арт?.. Если воспринимать его как искусство, основанное на особой технологии, то тогда есть и другие замечательные технологии, почему бы не считать их прогрессивными? Вот, скажем, автомобиль занимает в современном мире важное место, что же, значит, надо считать скульптуры из запчастей прогрессивным искусством? С другой стороны, искусство, используещее инфромацию как материал, обещает много. Но делать прогнозы - занятие неблагодарное. Я не знаю, что будет. Только Юкст знает, что нас ждет. S.A.: С каким материалом вы работаете? А.В.: Любое свидетельство самодостаточности информации, ее тождественности самой себе является для меня интересным материалом. К таковым, например, я отношу рекламу.. Особый интерес предстваляет для меня искажение информации, характерный пример - история с Юкстом. Последнее время я заинтересовлся тем, как современная власть использует практику и философию современного искусства в своих целях. Например, я думаю, что история с третьей редакцией государственного гимна, написанная одним и тем же поэтом, - Сергеем Михалковым, является великолепным свидетельством тех информационных процессов, которые мы исследуем. S.A.: Тебя назвали могильщиком искусства.. Почему? А.В.: С тех пор как Ницше произнес сакраментальные слова "Бог умер", искусство живет в состоянии клинической смерти. Оно даже научилось делать эту ситуацию продуктивной. Искусство умерло, но художники живы. И им надо как-то зарабатывать на свой хлеб. Их деятельность выглядит как деятельность мертвецов. Мне интересна эта ситуация. Я использую других художников как материал. Например, я долго интересовался современным московским радикальным искусством как свидетельством фрустрированного, проигравшего Западу, униженного русского сознания. Да, я слышал про себя такое высказывание: Йорик превратился в Лазаря. Как оживить мертвое искусство? Сделать из него искусство. S.A.: Когда ты используешь образы масс-медиа, даешь ли ты им душу? А.В.: Я бы с удовольствием считал, что в моем творчестве я достигаю желаемого результата и вкладываю в свои работы душу единого виртуального божества, служа ему проводником, медиумом. Но на практике оказывается, и все мне это говорят, что мои работы насыщены мной самим. Остается лишь разобраться, является ли моя душа уникальным образованием или это еще одно воплощение виртуального божества. S.A.: Твое искусство связано со словами.. Почему? А.В.: Я вообще больше поэт, чем художник. Визуальные образы для меня не так важны. Визуальные образы не играют в современном искусстве ключевую роль. Они могут использоваться, но не являются необходимо присущими. Я, например, думаю, что если художник не умеет программировать, он должен пригласить программиста, не умеет рисовать, - пригласить рисовальщика.. и так далее. Главное - идея, концепция, главное - организовать ситуацию. S.A.: Кто такая Намнияз Ашуратова? Ю.В.: Намнияз Ашуратова - это виртуальный персонаж, который является самым главным нашим проектом. Это практическое воплощение наших теоретических идей по поводу информационной структуры современного мира. Поэтому создание Намнияз - это своего рода попытка посмотреть на себя со стороны и освободиться от той самой коробочки в головах, про которую говорил Андрей. Что на самом деле совершенно невозможно. Это эксперимент, мы исследуем нашу собственную зависимость от того самого виртуального информационного божества. Намнияз является своего рода медиумом, имеющим связь с сакральным. Но мы даже сами не знаем, есть ли Намнияз совершенное свободное существо или это сама коробочка, делающая людей роботами. Следует сказать и о других аспектах ее появления. Это образ, который живет совершенно самостоятельной творческой жизнью, такой насыщенной, что порой совершенно невозможно понять, реальный это человек или виртуальный персонаж. Особенно когда на ее имя приходят письма и посылки, и тебе нужно где-то за это расписаться. Меня это совершенно сбивает с толку. Как мне кажется, ее самостоятельная жизнь началась в тот момент, когда как автор проекта "Система обработки врага" она получила письмо от господина Гольдберга, который посчитал, что враг, обозначаемый словом "еврей" особо ею ненавидим, и что Намнияз все сделала для того, чтобы он одержал победу, как наиболее нелюбимый персонаж. Была завязана переписка, итогом которой была фраза, ставшая чуть ли не ее визитной карточкой. Цитирую дословно: "Ко всем абсолютно людям отношусь с одинаково ровным чувством брезгливого отвращения, переходящим в область мизантропии в менструальные периоды..." В своих работах Намнияз Ашуратова смогла продемонстрировать суть современного мира, - бессилие индивидуальности и всесилие информационного идола. андрей великанов > события > фильм канала arte |